Сочинения детей на тему: «А музы не молчали»

Авдеенко Алина Андреевна.

4 класс.

Руководитель: Урванова Любовь Владимировна, учитель

Адрес: 623900 Свердловская область, город Туринск,

улица Спорта, 10

Воспоминания школьников.

Во всемирной истории известны многие осады городов и крепостей, где укрывались и мирные жители. Но чтобы в дни страшной блокады, продолжавшейся 900 дней, работали школы, в которых учились тысячи детей – такого история еще не знала.

Люди, населявшие нашу страну, объявлялись неполноценными, недочеловеками, не способными к творчеству, которым не нужна грамота. Их удел, мол, быть рабами немецких господ.
Вызовом врагу была работа школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, одежды, многие ленинградские дети учились.

Я решила собрать воспоминания школьников, переживших блокаду. Многих из них уже нет в живых, но остались их голоса.

«Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную учительницу РСФСР, — вспоминает Ольга Николаевна Тюлева, — было ей уже за 60 лет. В это тяжелое время она приходила в школу в отутюженном темном платье и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на неё и думала: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу». Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу — в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».

В.И. Полякова вспоминала: «Весной все, кто мог держать в руках лопату, вышли скалывать лед, убирать улицы. … я увидела на стене одного заведения начертанную таблицу Менделеева и стала ее заучивать. Сгребаю мусор, а сама повторяю таблицу про себя. Чтоб время зря не пропадало. Я училась в 9-м классе и хотела поступить в медицинский институт».

«Когда мы снова вернулись в школу, я обратил внимание на то, что на переменах часто слышалось: «А что ты читал?» Книга занимала в нашей жизни важное место, — рассказывал Ю.В. Маретин. — Мы обменивались книгами, по-детски хвастались друг перед другом – кто больше знает стихов.

«Я часто вспоминаю своих учителей, — говорил С.Б. Тихвинский. – Через годы осознаешь – как много нам дала школа. Педагоги приглашали к нам известных ученых, которые выступали с докладами. Мы выпускали рукописные литературные журналы, в которых дети помещали свои стихи, рассказы, скетчи, пародии. Проводились конкурсы. В школе было всегда интересно. Так что никакие обстрелы нас остановить не могли. Мы проводили в школе все свои дни. Конечно, нас никто не мог бы заставить ходить в школу. Мы просто хотели учиться…. Активизировалась работа комсомольских и пионерских организаций. Основной задачей воссозданных тимуровских команд стала забота о семьях воинов-фронтовиков и инвалидах войны. В госпиталях навещали раненых, выступали перед ними с концертами, читали им книги, газеты, писали письма родным и знакомым.

«Зимой 1941 года ко мне пришел мой школьный товарищ Вова Ефремов, — вспоминала Ольга Николаевна Тюлева, журналист. – Я его с трудом узнала – так он похудел. Он был как маленький старичок. Ему было 10 лет. Опустившись на стул, он сказал: «Леля! Очень есть хочется! Нет ли у тебя… чего-нибудь почитать». Я дала ему какую-то книгу. Через несколько дней узнала, что Вова умер».

Блокада – это трагедия, в которой, — на войне как на войне, -проявлялись подвиг и трусость, самоотверженность и корысть, сила человеческого духа и малодушие. Иначе и не могло быть, когда в повседневную борьбу за жизнь вовлечены сотни тысяч людей. Тем более поразительно, что в воспоминаниях школьников возникала тема культа знаний, которому они были привержены, несмотря на жестокие обстоятельства блокадных дней.





























Веснина Арина Артёмовна.

4 класс.

Руководитель: Урванова Любовь Владимировна, учитель

Адрес: 623900 Свердловская область, город Туринск,

улица Спорта, 10

Когда грохочут пушки, музы не молчат.

«Я счастлив тем, что в пламени суровом,

В дыму блокад.

 Сам защищал и пулею и словом.

Мой Ленинград!»

(Вс. Рождественский «Белая ночь» 1942)

«Когда грохочут пушки, молчат музы», — гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны голоса муз перекрывали грохот пушек. Можно с уверенностью сказать: «Выстоять блокаду помогли и книги, выпущенные в осажденном городе». Недаром стихи Ольги Берггольц, Константина Симонова стали по цене в один ряд с хлебом, менялись на него.

Писатели, а они были и военными корреспондентами одновременно, выезжали на передний край – к летчикам, морякам, в стрелковые части, на Дорогу Жизни. Проводили там беседы, писали очерки о лучших снайперах, ассах, подводниках, разведчиках, шоферах и тут же передавали их в газеты и на радио. Выезжали на заводы, выступали в печати, по радио, всякий раз находя искренние и действенные слова, вселявшие уверенность, помогавшие жить и бороться за победу. Писали стихи и прозу, пьесы и тексты листовок, подписи к плакатам.

В блокаду ленинградцы не утратили любви к книге. Особое отношение было к стихам. Воины носили в карманах гимнастёрок вырезки из газет со стихами, горожане переписывали их в тетрадки, учили наизусть, читали на концертах художественной самодеятельности. Песни на военные стихи пели в землянках и квартирах, просили исполнить по радио. Чувство веры в грядущую победу, «всем смертям назло», звучало в стихах поэтов всех поколений – Анны Ахматовой и Веры Инбер, Александра Прокофьева и Михаила Исаковского, Николая Тихонова и Ольги Берггольц, Константина Симонова и Александра Твардовского.

             И печальные, и радостные события жестоких военных будней вобрала в себя поэзия, став своеобразным лирическим дневником, честной исповедью солдатского сердца… Стихи поэтов фронтовиков о любви отогревали сердца, продрогшие на холодном ветру окопной жизни.

Писатели Ленинграда обращались и к исторической тематике – образам русских воинов и полководцев в статьях, стихах, рассказах. Ольга Форш написала пьесу-сказание «Князь Владимир», В.Саянов – цикл рассказов «Как царь Петр Выборг брал», Шишков – о советских сусаниных, А. Прокофьев – очерк о Дм. Донском.

Взрослые и дети читали книги, журналы, узнавали о положении на фронтах, о героях. В конце 1- ой блокадной зимы в осаждённом городе появилась книга для детей. В ней были рассказы о войне, о подвигах защитников Ленинграда. Эта книга раскупилась быстро, хотя он была напечатана на скверной серой бумаге. Труд печатников в блокадном Ленинграде был очень трудным. Когда не было света, печатники крутили в ручную печатные машины. Некоторые женщины падали и умирали здесь около станков. Каждая строка блокадных изданий работала на оборону.

«Россия в гимнастерке, обветренная и обстрелянная, – это все та же бессмертная Россия, Россия Пушкина и Россия Ленина, и эта новая Россия – она заглянула в глаза победе…», — писал Илья Эренбург. Шел еще только сорок второй год, а лучшие писатели и публицисты страны понимали, что победа будет завоевана во что бы то ни стало. Имена авторов, составителей, а также издателей книг, дарующих жизнь блокадникам, должны знать и наше поколение.

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война. Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна… Андрей Воронов.


Горюнов Данил Александрович.

4 класс.

Руководитель: Урванова Любовь Владимировна, учитель

Адрес: 623900 Свердловская область, город Туринск,

улица Спорта, 10

Дух творчества и воля к победе.

Дух ленинградцев, волю к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Их творчество помогало выжить. Познакомившись с творческой жизнью композиторов-блокадников, больше всего поразило моё воображение судьба «Седьмой симфонии» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Свою симфонию он писал урывками, в страшном напряжении, в перерывах между рытьем противотанковых рвов,  разбором завалов и спасением погребенных под обломками людей, тушением пожаров и дежурствами на крыше во время бомбежек, когда на город падали зажигательные бомбы и нужно было железными щипцами или лопатой сбрасывать их на землю. Он писал в самолете, когда его, ослабевшего от голода, с двумя измученными малолетними детьми на руках, вывезли в Москву. Он писал в поезде, который вез их из Москвы в Куйбышев, куда в дни немецкого наступления был эвакуирован Большой театр.

Законченная симфония прозвучала во многих городах Советского Союза и даже за рубежом, но жители города, про который она была написана, ещё не слышали и с нетерпением ждали её в Ленинграде. 2 июля 1942 года молодой лётчик привёз четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии в город, где она родилась. Играть симфонию было некому. Из ста пяти оркестрантов несколько человек эвакуировалось, двадцать семь умерло от голода, остальные стали дистрофиками, не способными даже передвигаться. Когда в марте 1942 года репетиции возобновились, играть могли лишь пятнадцать ослабевших музыкантов. Пятнадцать из ста пяти! Музыкантов искали не только в городе, но и в действующих войсках. Когда оркестр был набран, началась первая репетиция. На первую репетицию оркестр целиком еще не мог собраться. Многим просто не под силу было подняться на четвертый этаж, где на­ходилась студия. Те, у кого сил было побольше или характер покре­пче, брали остальных под мышки и несли наверх. Репетировали сначала всего по 15 минут. Музыканты, играющие на духовых инструментах, физически не могли дуть. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Позже музыкантов один раз в день начали кормить горячим обедом. Репетиции начались. Они продолжались по пять-шесть часов утром и вечером, заканчиваясь иногда поз­дно ночью.

Наступил день концерта, люди шли пешком в филармонию, а кто не мог идти и не имел билета, слушал симфонию по радио. У слушателей захватывало дух! Когда же смолкли последние звуки, разразилась овация. Зрители аплодировали оркестру стоя. И вдруг из партера поднялась девочка, подошла к дирижеру и протянула ему огромный букет из георгинов, астр, гладиолусов. Для многих это было каким-то чудом, и они смотрели на девочку с радо­стным изумлением – цветы в умирающем от голода городе. Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку и поняли, что они проиграют войну.

Прошли годы, и поэт Юрий Воронов, мальчиком переживший блокаду, написал об этом в своих стихах:
…И музыка  встала над мраком развалин,
Крушила безмолвие темных квартир.
И слушал ее ошарашенный мир…
Вы так бы смогли, если б вы умирали?..».

Сочинение, вызывает у нас одновременно и радость, и грусть. Грусть, потому что много людей не пережило блокаду Ленинграда. Радость за то, что даже в самые тяжёлые дни своей жизни люди не потеряли дух творчества, продолжали верить в Победу и в этом есть заслуга Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.





























Горюнова Майя Александровна.

4 класс.

Руководитель: Урванова Любовь Владимировна, учитель

Адрес: 623900 Свердловская область, город Туринск,

улица Спорта, 10

Духовная сила народа.

Блокада Ленинграда – особенная страница истории человечества. Рассказывая о жизни осажденного города, нельзя умолчать о проявлении духовной силы народа, о его стойкости и любви к Отечеству. Композиторы-блокадники, музыканты ни на день не прекращали своего творчества, тем самым поддерживали ленинградцев в дни противостояния фашистам. Несмотря на тяжелые испытания, фашисты не смогли уничтожить эту сферу жизни, голос искусства не умолк, композиторы откликались на трагические события новыми произведениями, которые отражали дух несломленного города и народа.

Декабрь в Ленинграде — страшный месяц. Город стоит, занесенный снегом. На улицах все выше и выше вырастают белые сугробы. В городе тишина. Ее нарушает только отдающийся эхом гром взрывов и грохот обвалов. Фашисты с ожесточенным нетерпением бьют по Ленинграду из тяжелых орудий.

Но в трудные и горестные декабрьские дни ленинградцы не расстаются с любимым искусством. Ленинградцы идут в Филармонию. Идут толпы людей. Идут из разных концов города. Идут, чтобы послушать музыку. Это ли не протест против убийц, разрушителей культуры! Это ли не свидетельство душевного величия нашего народа! Это ли не доказательство огромной силы внутреннего сопротивления! Зал Филармонии уже давно не отапливался, и публика, со всех сторон города пришедшая на концерт, не снимала верхней одежды. Люди сидели в пальто, в ватниках, в шинелях. Публики было много. Полный зал. Это казалось невероятным. Но было действительно так. Зал был не только полон. Он был переполнен. Было много военных и гражданского населения — людей из закопченных квартир, черных, как пещеры первобытных жителей земли, людей, которые по обстреливаемым, пустынным и темнеющим улицам пришли в зал Филармонии слушать Седьмую симфонию композитора Шостаковича.

Да, деятели музыки были настоящими героями. Это ли не героические поступки, как, во-первых, работа в неотапливаемых холодных помещениях с утра до вечера, при «коптилках», с перерывами из-за воздушных тревог и обстрелов, с «ощущениями ужаса жизни» и «отчаяниями от голода», «слабостью физической и боязни смерти»; во-вторых, выход солиста и дирижера в обычной для концертантов одежде — в черном фраке и белом жилете; в-третьих, плотный график выступлений. Каждая артистическая бригада объезжала в день иногда до семи площадок. Площадки эти были разбросаны по всей огромной территории города. Артисты выступали в обстановке непривычной: на шумных вокзалах, в небольших и душных комнатах клубов, в помещениях, наскоро оборудованных под призывные пункты.

Исполнялись произведения Глинки и Чайковского, Мусоргского и Бородина, Римского-Корсакова и Даргомыжского, Глазунова и Лядова, Скрябина и Рахманинова; исполнялись песни советских композиторов, исполнялись любимые произведения русской советской культуры, которую предстояло защитить от нашествия варваров.

В наши дни, когда многие узнают о Ленинградской блокаде из учебников, это повод для размышления о том, что такое искусство, люди искусства, о их силе, величии духа. В Ленинграде во время блокады играли «Сильву», «Евгения Онегина», потому что понимали, что без искусства выжить невозможно». Любая историческая трагедия со временем уходит в прошлое. Хотелось бы, чтобы каждый современный школьник знал о том, что в годы блокады выжили за счет веры, надежды и любви к своему Отечеству и музыкальной культуре. Велика сила искусства, объединяющего миллионы и в радости, и в скорби.

Шестакова Юлия Евгеньевна.

4 класс.

Руководитель: Урванова Любовь Владимировна, учитель

Адрес: 623900 Свердловская область, город Туринск,

улица Спорта, 10

А музы не молчали

«Никто не забыт и ничто не забыто…»

О.Берггольц.

Нас, живущих в 21 веке отделяют от Великой Отечественной войны 70 с лишним лет – целая жизнь. А слова «Блокада Ленинграда» можно услышать и сегодня. Трудно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. Он пробуждает в умах миллионов людей жуткие картины всеобщего голода, ужаса бомбёжек. Несмотря на тяжелые условия в блокадном Ленинграде, творческая жизнь не прекращалась на протяжении всей героической обороны города.

Мастера живописи, скульптуры, графики, писатели, художники, музыканты, создавали произведения, которые сейчас стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев. Советская литература с первых дней Великой Отечественной войны стала живой памятью нашего народа.

Писательница, поэтесса Ольга Федоровна Берггольц все годы блокады не покидала родной город. В самые первые дни войны она пришла на радио и заняла место у микрофона. Ленинградское радио было единственной ниточкой, позволяющей почувствовать, что город живет. Не менее важным для людей было – услышать по радио дорогой голос, обязывающий держаться из последних сил за жизнь, ждать и надеяться.

Город жил, не смотря на голод и холод, артобстрелы. Люди свято верили в победу. Жадно улавливали ленинградцы из рупоров и громкоговорителей уверенные голоса дикторов, журналистов и жизнь продолжалась. Законы и нормы человеческих взаимоотношений О.Берггольц запечатлела в своих поэмах «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памятники защитников», «Твой путь», «У нас на земле», киносценарии, написанные совместно с Г. Макагоненко, «Ленинградская симфония». Когда О.Берггольц подходила к микрофону, в эфире звучали стихи-беседы, стихи-ответы. Тем, кто слабел, ее поэзия давала утешение и силу. После выступления поэта люди, терявшие силы и надежды снова становились бойцами.

Именно поэтому слова О.Берггольц — это благодарная память. Слова « Никто не забыт — и ничто не забыто» стали символом жизни. Эти слова принадлежат не только автору, но и всем нам. Пережив со всеми блокаду, О.Берггольц создала трагически прекрасный образ человека – победителя. «Никто не забыт – и ничто не забыто» высечено на стеле Пискаревского кладбища, ставший общенародным поэтическим памятником всем погибшим.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто…

В память о ней названа улица в Невском районе Санкт – Петербурга, на улице Рубинштейна 7, где она жила — мемориальная доска. Бронзовый барельеф Ольги Федоровны Берггольц установлен при входе в Дом радио. Она была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного знамени и медалями. Ольгу Берггольц называли «Блокадной музой», она была «голосом Города». Ольга Федоровна – поэт огромной лирической и гражданской силы. Своей судьбой она дает пример патриотизма.

В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

Пусть чисто будет небо над землей

Пусть жизни мирной радуются люди!

А Вас, кто рядом был с войной

Мы помним, бережем и любим!



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Использование дидактических игр»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: