Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 58 комбинированного вида
Киселевского городского округа
Конспект урока для 1 класса
«Солнечное царство»
подготовили:
Криницына Татьяна Вячеславовна,
воспитатель,
Кузьмина Татьяна Валерьевна,
учитель – логопед
Киселевский городской округ
2013 г
Задачи: Формировать начальные представления о Солнце как звезде, планетах Солнечной системы, расширять словарь на тему «Космос», упражнять в составлении предложений с союзом «а», обратном счете от 10, развивать координацию речи с движением, силу голоса, мышление, внимание, творческие способности в художественной деятельности; воспитывать любознательность, навыки коллективной работы.
Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество
Оборудование: синяя ткань с нарисованными орбитами, планеты Солнечной
системы.
Воспитатель:
— Ребята, вы хотели бы стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие в Солнечное царство-государство?
Дети: Да.
— Могут ли путешественники отправиться в путешествие без подготовки?
Дети: Нет, не могут.
Воспитатель:
— Почему?
Дети: Нужно много знать и уметь, чтобы жить в других условиях. Воспитатель:
Школу юных космонавтов в группе я хочу открыть,
Вы хотели бы, ребята, в эту школу поступить?
— Ученики школы юных космонавтов носят отличительные знаки. Догадались какие? Вот сейчас я и открою вам секрет на ваши вопросы, которые вы мне задавали утром! Что вы сегодня увидели в нашей почте для группы «Растишки»?
Дети: Звездочки.
Воспитатель: Это и есть знаки учеников космической школы. (Надеть детям) Школа открывается! (Звонок в колокольчик)
Первое задание на внимательность.
Учитель-логопед:
Дидактическая игра «Найди отличия» (иллюстрации дневного и ночного неба)
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти.
— Чем отличаются эти картинки?
Дети: На первой картинке ночное небо, а на второй дневное.
— Чем отличается небо ночью от неба днем?
Дети: Ночью небо темное, а днем светлое.
— Что хорошо видно на небе ночью, а что днем?
Дети: Ночью на небе видны звезды, а днем солнце.
— Чем отличаются звезды от солнца?
Дети: Солнце мы видим большим, а звезды маленькими.
Воспитатель:
— Как вы думаете, что такое Солнце?
Короткий рассказ-беседа о Солнце.
Солнце – это звезда, такая же, какие мы видим на ночном небе. Если бы мы были волшебниками и могли оказаться на одной дальней звезде, а оттуда посмотреть на наше Солнце, то каким бы мы его увидели?
Дети: маленькой яркой точкой.
Воспитатель:
— С другой далекой звезды мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки. На самом деле звезда Солнце – это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.
Знакомство с планетами Солнечной системы.
Дидактическая игра «Есть у солнышка семья».
Цель: закрепление названий планет.
Воспитатель:
— А знаете ли вы, ребята, что Звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, которые очень привязаны к Солнцу. Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения.
— Хотите познакомиться с семьей звезды Солнце?
Чтобы путешествовать по Солнечному царству, нам нужно знать, как оно устроено.
(По ходу рассказа в центр кладется изображение Солнца, по орбитам раскладываются планеты).
— В Солнечном царстве девять планет. Планеты значительно меньше по размерам, чем звезды. Планеты не излучают свет, а пользуются, согреваются теплом и светом своей звезды Солнце. В семье Солнца царит порядок: никто не толпится, никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь-дорожку, орбиту, по которому кружит вокруг Солнца. Самая близкая к Солнцу планета – небольшая планета Меркурий. Следующая планета – Венера. За Венерой расположена планета Земля, еще дальше – красная планета Марс. За Марсом – самая большая планета – гигант Юпитер. За Юпитером – Сатурн, тоже планета-гигант. У Сатурна есть особый признак: его окружает тонкое кольцо. Затем идет планета Уран. Самая маленькая из планет-гигантов – планета
Нептун. И самая удаленная от Солнца планета – холодный Плутон, на нем очень холодно, и он покрыт льдом. Почему?
Дети: Находится далеко от Солнца, до него практически не доходит тепло и свет звезды.
Учитель-логопед:
— Речедвигательная игра-считалка «Жил на свете Звездочет».
— Ребята, а кто же будет капитаном на вашем космическом корабле, когда вы отправитесь в путешествие?
— Я знаю считалку, которая поможет вам не только выбрать капитана, но и зарядиться энергией, и запомнить все планеты в Солнечном царстве.
Жил на свете звездочет, (Маршируют)
Он планетам вел подсчет: (Сгибать и разгибать пальцы на руках)
Меркурий-раз, Венера-двас, (Правая рука в сторону ладонью вверх, тоже левой)
Три – Земля, четыре – Марс, (По два хлопка на вытянутых руках справа и слева)
Пять – Юпитер, шест – Сатурн, (По два хлопка на вытянутых руках вверху и сзади внизу)
Седьмой – Уран, восьмой – Нептун, (Прыжки в такт)
А девятый был Плутон, выходи из круга вон. (Маршируют)
Воспитатель:
— Чтобы вы смогли хорошо подготовиться к путешествию, я приготовила для вас подарок. Это игра «Есть у солнышка семья». С помощью этой игры вы сможете составить необычную модель Солнечного царства.
(Индивидуальные наборы круглых предметов разных размеров: бусинки, мячики, клубки, орехи, крышечки и т.п. Схемы выкладывания по размеру и по месту в Солнечной системе).
— Как же играть в эту игру? Поиграем в нее все вместе, только составим
модель из мячиков разного размера на полу. А помогут нам схемы.
(Дети с помощью воспитателя сравнивают мячи по размеру и находят по схеме их место относительно Солнца).
Учитель-логопед:
Речевая игра «Ракета».
— Я вижу у вас уже готово Солнечное Царство! Какие молодцы! Уже можно отправиться в полет. Хотите превратиться в ракеты и полететь в космос?
— Тогда превращаемся: ставим руки над головой, как домик. Приседаем. Считаем: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск. Встаем и произносим длительно звук «у» сначала тихо, а потом все громче и громче. Летаем по космосу (по группе). По сигналу: «Приземляемся!» возвращаемся на свои места.
Когда будем приземляться произносим звук «у» сначала громко, а потом все тише и тише. Приседаем.
— Потренируемся. (Произнесение звука «у»)
— Ракеты к полету готовы?
(Повторить игру 2-3 раза. Дети двигаются под аудиозапись).
Воспитатель:
— Как прошел полет? Что видели в космосе? (Повторить названия планет, их количество)
— Сейчас, ребята, вы каждый были ракетой и летали, куда хотели. А если вы полетите командой на космическом корабле, что вам нужно будет для путешествия?
Дети: Карту.
Воспитатель:
— Всем путешественникам нужна карта с маршрутом путешествия. На каждый полет можно составлять разный маршрут. Что такое маршрут?
Дети: Это схема путешествия.
Воспитатель:
— Предлагаю вам научиться составлять карту космического путешествия для игры в «Космонавты».
— Я хотела бы отправиться в полет по такому маршруту. (Воспитатель рисует на доске по ходу рассказа карту и маршрут с помощью обозначений).
— Сначала я рисую Солнце, вокруг Солнца 9 орбит-дорожек. На каждой орбите рисую кружочек-планету. Стартую я с планеты Земля. По какой дорожке она вращается вокруг Солнца?
Дети: по третьей.
Воспитатель:
— Отмечу Землю буквой «З». Потом я хочу полететь на Юпитер. Какой знак покажет направление движения?
Дети: Стрелка.
Воспитатель:
— Стрелкой показываю направление полета на Юпитер. Потом я хочу полететь на Венеру. Веду стрелку от Юпитера к Венере. И возвращаюсь на планету Земля. Рисую стрелку от Венеры к Земле. Найти планету вам поможет считалка про Звездочета.
— Чтобы карта получилась красивой, раскрасьте свои планеты и солнце цветными карандашами.
Самостоятельная художественная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя.
Предложить детям дополнить коробку с сюжетно-ролевой игрой «Космонавты» новым материалом для игры – нарисованными картами
путешествия.
Список литературы
Гризик, Т.И. Ребенок познает мир, [Текст] : / Т.И. Гризик, — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 80 с.: илл.
Епифанова, О.В. Развитие речи. Окружающий мир, [Текст] : дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками. / О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.
Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] : / Л.Н. Смирнова. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 80с.