МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад компенсирующего вида №1 «Лесная поляна»
Конспект урока окружающего мира «Рассматривание курицы и утки»
Составила: Милованова Т.Н.
2010-2011 уч. год.
Тема: «Рассматривание курицы и утки»
Цель: формирование представлений о домашних птицах.
Задачи:
Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах.
Учить сравнивать двух домашних птиц.
Развивать познавательный интерес, внимание, мышление.
Расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитывать желание слушать ответы товарищей.
Словарная работа: перепонки, курятник, кудахчет, гребешок, вытянутый, щиплет, клюет.
Оборудование:
Демонстрационный материал: макет «Птичьего дворика»; игрушки – курицы, утки; перо, яйцо; предметные картинки – курица, утка.
Раздаточный материал: листочки с изображением курицы, утки, цыпленка и утенка, цветные карандаши.
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок на тему «Домашние
птицы», загадывание загадок, чтение художественной
литературы: К.Д.Ушинский «Курица и утята», сказка «Петушок
и бобовое зернышко».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игровая ситуация «Прогулка на птичий двор».
— Ребята, я приглашаю вас на прогулку на птичий двор.
Открывается ширма на столе домик, заборчик, курятник.
— Отправимся на птичий двор? ( Да, отправимся).
Дети подходят к макету «Птичий дворик».
II. Работа по теме занятия.
1. Дидактическое упражнение «Отгадай загадку»:
(По мере отгадывания выставляются игрушки).
— Хотите узнать, кто живет на птичьем дворе?
— Тогда отгадайте загадки.
Кудахчет, хлопочет
Детей созывает
Всех под крылья
Собирает.
(Курица)
Пестрая крякушка
Любит лягушек
Ходит вразвалочку,
В спотыкалочку
— Молодцы, отгадали загадки!
2. Вопросы к детям.
— Это животные или птицы? (Птицы).
— Как вы догадались, что это птицы? ( У них есть крылья, перья)
— Давайте рассмотрим курицу и утку.
— Назовите части птиц. Что это? (Воспитатель показывает, дети называют: туловище,
голова, хвост, крылья, клюв).
— Что на голове у курицы? (Гребешок).
— Чем покрыто туловище птиц? (Перьями).
— Что это? (Показать перо).
— Протяните правую ладошку. (Воспитатель поочередно кладет детям перо).
— Какое перо? (Мягкое, легкое, воздушное).
— Какие птицы утка и курица? (Домашние).
— Почему их называют домашними? (Они живут рядом с домом человека, он
заботится о них, кормит, поит, строит жилище).
— Где живут домашние птицы? (В курятнике).
Хоровое и индивидуальное проговаривание.
— Какую пользу приносят домашние птицы? (Несут яйца, дают перья, пух, мясо).
— Из перьев шьют подушки, одеяло, теплые куртки — пуховики.
3. Дидактическое упражнение «Кто как голос подает?».
— Я буду говорить про домашних птиц, а вы отвечайте, кто как голос подает.
— Наши уточки с утра –
Кря – кря — кря! Кря – кря — кря!
— Как кричат утки? (Утки крякают).
Хоровое и индивидуальное проговаривание.
— Наши курочки в окно –
Ко – ко — ко! Ко – ко — ко!
— Как кричат куры? (Куры кудахчут).
Хоровое и индивидуальное проговаривание.
III. Физкультминутка.
Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток. | |
Наши гуси у пруда – Га – га – га! Га – га – га! | Идут по кругу, вытянув шею вперед и отставив руки «крылья» назад |
Наши курочки в окно – Ко – ко – ко! Ко – ко — ко! | Останавливаются, встают лицом в круг. бьют руками по бокам. |
А как Петя – петушок Раним – рано поутру Нам споет ку-ка-реку! | Встают спиной в круг, Вытягивают шею вверх, Поднимаются на цыпочки. |
IV. Продолжение работ по теме занятия.
1. Дидактическое задание «Сравни птиц».
— Посмотрите на утку и курицу.
— Чем они отличаются друг от друга?
— Что это? (Гребешок).
— У курицы есть гребешок? (Да, у курицы есть гребешок).
— А у утки есть гребешок? (Нет, у утки нет гребешка).
— У курицы есть гребешок, а у утки нет.
— Какой гребешок у курицы? (Маленький, красный).
— Какой у курицы клюв? (Острый)
— А у утки? ( Вытянутый, длинный).
— Утка щиплет траву, а курица клюет зернышки.
— Чем еще отличается курица от утки? (Лапками).
— Что на лапках у утки? (Перепонки).
— У курицы есть перепонки? (Нет)
— Для чего нужны перепонки? (Чтобы плавать).
— У утки есть перепонки, а у курицы нет.
— Утка плавает , а курица нет.
— Кто это? (Цыпленок).
— А это кто? (Утенок).
— У курицы цыпленок, а у утки утенок.
— Как зовет цыплят курица? (Кудахчет).
— Как зовет утят утка? (крякает).
— Курица кудахчет, а утка крякает.
— Чем похожа утка и курица? (Это домашние птицы).
2. Игровое упражнение «Поможем цыпленку и утенку».
Воспитатель обращается к детям
— Положите перед собой листочки.
— Кто нарисован? (Курица, утка, цыпленок и утенок).
— Помогите цыпленку и утенку найти своих мам, проведите дорогу от цыпленка к курочке, от утенка к утке.
V Итог занятия.
— О ком говорили? (О домашних птицах).
— Что делали на занятии? (Были в гостях на птичьем дворе, помогли цыпленку и утенку найти своих мам).
— Молодцы!
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: — Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004г.
2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова.- М.: Просвещение, 2008г.
3. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки». А.Хвостовцев.- Новосибирск, 2010г.