Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида №118 «Калинушка»
Конспект урока для 1 класса
«Превращения воды»
подготовила:
воспитатель подготовительной группы
Строгова Анна Ивановна
г. Архангельск
2013
Возраст: 6-7 лет
Цель: формирование познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные:
Закрепить полученные знания о воде.
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний вещества).
Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
Учить детей задавать вопросы.
Развивающие:
Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Развивать навыки работы со словарем.
Воспитательные:
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа: жидкое и газообразное, твердое состояние воды, испарение; корреспондент; исследователи; ученые; опыты; интервью, слова с частицей «аква».
Активизация словаря: «вода», «пар», «лед», «газ», «вещество», «растворитель».
Методы и приемы:
— наглядные: созданная детьми и воспитателем книга о воде, схемы, толковый словарь;
— словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка;
— положительная мотивация;
— художественное слово;
— практические действия: проведение опытов;
— дидактическая игра «Угадай вещество».
Предварительная работа:
— чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок;
— нахождение материала о воде дома;
— рассматривание энциклопедий, иллюстраций;
— прослушивание музыкальных записей;
— создание своей книги;
— проведение исследований, опытов;
— работа со словарем.
План: I часть – 3 минуты
II часть – 23 минут
III часть – 4 минуты
Ход занятия
1 часть. Формирование положительной мотивации у детей:
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
— Сегодня дети, в нашей группе открывается «Загадочная лаборатория», в которой мы узнаем о чудесных превращениях воды. В последнее время мы уже много рассказывали о воде и решили создать свою книгу, оформить ее рисунками.
— Какое название мы придумали для нашей книги? («ЧУДО – ВОДА»).
2 часть. Воспитатель: Дети, давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? Вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Через воду виден рисунок, а через молоко нет, прозрачную воду можно сделать непрозрачной, у воды есть температура. Какая бывает вода?
Ответы детей: минеральная, колодезная и т.д.
Воспитатель: Для чего нам нужна вода?
Ответы детей: воду можно пить, варить пищу и т.д.
Воспитатель: Где вы находили информацию о воде?
Ответы детей: рассказывала мама, звонили бабушке, в книгах, просмотр телепередач, в Интернете, по радио, в газетах и журналах.
Воспитатель: Вы правы, источников информации много. Узнать, что вы нашли о воде, нам поможет корреспондент. Кто такой корреспондент?
Ответы детей: человек, специально отправленный за информацией.
Воспитатель выбирает корреспондента из числа детей.
Корреспондент подходит к детям и задает интересующие его вопросы:
— Здравствуйте. Как вы думаете, на земле много или мало воды?
— Здравствуйте. Верно ли, что любую воду можно пить?
Воспитатель: Саша хочет быть корреспондентом?
Ответ: очень.
Корреспондент (ребёнок): Какая бывает вода?
— Почему на дне океана темно?
— Чем можно измерить температуру воды?
— Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?
Воспитатель: Корреспонденты задавали интересные вопросы, а вы правильно отвечали. А сейчас мы отправимся в нашу «Загадочную лабораторию». Мы снова станем учеными, и продолжим исследовать воду.
— Кто такой ученый-исследователь?
Ответы детей: это – много знающий и образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами. Вы готовы?
— Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Дети садятся на стульчики перед столами, на середине группы стол для опытов.
Воспитатель: Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество. Но вода бывает не только в жидком состоянии.
— Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.)
Ответы детей: это термос.
Воспитатель: Для чего нужен термос?
Ответы детей: термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.
Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.
Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? Что стало с паром, во что он превратился?
Ответы детей: пар превратился в воду.
Воспитатель: Значит, пар – это тоже вода.
Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки.
Ответы детей: дождь, снег, град, роса и т.п..
Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным.
Воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.
Сейчас Ваня покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
— Ваня, с чем ты будешь проводить опыт?
Ответ: для опыта я подготовил кубики льда.
Воспитатель: Тебе нужна помощь?
(Ваня предлагает выйти одному ребенку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)
Ваня: — Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее?
Ответы детей: верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.
Воспитатель: Во что превратился лед?
Ответы детей: лед превратился в воду.
Воспитатель: Владик, а почему у тебя лед тает медленно?
Ответ: у меня на руках перчатки.
Ваня: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.
Воспитатель: Исследователь Ваня, мне интересно, как же вы получили лед?
Ваня: Я налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.
Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.
Воспитатель: В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода?
Ответы детей: вода может находиться в твердом состоянии.
Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно.
Воспитатель поводит детей к выводу, таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.
Воспитатель: — Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки».
— Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
(Дети хаотично гуляют по кругу.)
— Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
(Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом).
— А теперь ручеек течет и впадает в море.
(Дети берутся за руки и образуют большой круг).
— Наш круг может менять форму, как и вода.
(Круг из детей вытягивается в овал).
— А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?
Ответы детей: вода будет нагреваться.
Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.
(Дети бегают по группе).
Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
(Дети обнимают друг друга).
Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.
Вывод:
В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.
В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
Воспитатель: Нашу книгу пополнит страничка о трех состояниях воды.
Воспитатель: Уважаемые, коллеги. Сегодня в нашей «загадочной лаборатории» мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Прошу сесть за столы.
— У вас на столах 2 баночки с водой и 2 блюдечка с разными веществами.
— Бросьте в одну баночку 1 ч.л. первого вещества и размешайте ложечкой.
— А в другую баночку положите второе вещество.
— Возьмите трубочку и скажите, какая вода по вкусу получилась в первой баночке? (Вода сладкая.) Почему она стала сладкой? (Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар.)
— А во второй баночке, какая вода по вкусу? (Вода по вкусу соленая.) Значит, мы положили в эту баночку соль. Коллеги, куда же она делась?
Ответы детей: она растворилась.
Воспитатель: Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились. Сейчас мы увидели, как это происходит, своими глазами. Что же мы узнали из этого исследования?
Ответы детей: соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус.
Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство.
Страничку с новым свойством воды мы поместим в нашу книгу.
Воспитатель: Я, как и вы, в поисках информации тоже работала с различными источниками и нашла в словаре короткое слово «аква». Давайте посмотрим, что оно обозначает.
«АКВА» – первая часть сложных слов, относящихся к воде.
Воспитатель: Знаете ли вы слова, которые начинаются с частицы «аква».
АКВАРИУМ – что это такое?
Ответы детей: стеклянная емкость с водой для содержания рыб.
Воспитатель: АКВАПАРК – коллега, объясните значение этого слова?
Ответы детей: парк с водными аттракционами.
Воспитатель: АКВАЛАНГ – что обозначает это слово?
Ответы детей: аппарат для дыхания под водой.
Воспитатель: АКВАЛАНГИСТ
Ответы детей: спортсмен, плавающий с аквалангом.
Воспитатель: Есть одно слово, которое вы еще не знаете.
АКВАНАВТ – исследователь, совершающий в специальном аппарате плавание под водой на больших глубинах.
Страницу с новыми словами мы поместим в книгу, где находится наш словарь исследователя природы.
3 часть. Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня мы провели исследования и дополнили нашу книгу о воде новыми страницами. Мне очень хочется узнать:
— Что больше всего вам сегодня понравилось?
Ответы детей: проводить опыты с водой.
Воспитатель: Что мы можем определить, только посмотрев на вещество?
Ответы детей: состояние, цвет, форму, прозрачность.
Воспитатель: Катя Б., что было полезным для тебя?
— Саша, какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам — исследователям?
— Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.
Список использованной литературы
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 184 с.
Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. – СПб.: Речь, 2007. – 64 с.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 496 с.
Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с.
«МЫ». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 – 240 с.
Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 67 с.
Рыжова Н. А. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста / Наталья Рыжова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып.23).
Суворова П. И. Насекомые – друзья и враги деревьев и кустарников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 109 с.
Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Лужа. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 64 с.
Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 64 с.
Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64 с. — (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).