Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования « Город Архангельск» « Детский сад комбинированного вида № 159 «Золотая рыбка»
Конспект урока окружающего мира
« Путешествие по сказкам»
подготовила
воспитатель первой категории
Есликова Лариса Ефремовна
г. Архангельск
2013
Программное содержание: 1.Уточнить и закрепить знания детей о безопасности поведения дома и на улице, о правилах и нормах поведения в обществе.
2. Учить детей сопереживать героям сказок, оценивать их поведение с точки зрения безопасности и нравственного поведения, развивать эмоциональное восприятие, воспитывать активное отношение к реальным жизненным ситуациям.
3. Осуществлять коррекцию речи детей, расширять и обогащать словарный запас детей.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать взрослым, слушаться их, защищать слабых.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций, драматизация сказок, дидактическая игра « Хорошо – плохо».
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в мире, где нас иногда подстерегают опасные и трудные жизненные ситуации. И чтобы преодолеть их, и даже сохранить свою жизнь, мы должны соблюдать определенные правила поведения.
Опасность в доме. Что, на ваш взгляд, может быть опасным в доме? В этом вам помогут картинки. ( Дети выбирают картинки: острые, колющие и режущие предметы.)
Дети: Ножи, иголки, булавки, кнопки, вилки, гвозди, ножницы очень опасны — можно уколоться, порезаться. Поэтому они должны всегда лежать на своих местах, нельзя с ними играть, разбрасывать где попало.
Ребенок: Дом в порядке содержи.
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.
Воспитатель: Молодцы. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности. Какие вещи или предметы ещё могут быть опасны?
Дети: Стиральная машина, газовая плита. ( Выставляют на фланелеграф картинки.) Нельзя открывать дверцу и засовывать руку в стиральную машину, когда она работает. Руку может затянуть внутрь и покалечить.
— Нельзя играть со спичками, включать и выключать газовую плиту. В доме может начаться пожар, газ может взорваться.
Воспитатель: Сейчас в каждом доме есть много разных электрических приборов, бытовой техники. Что в них хорошего? Что плохого? ( Игра «Хорошо – плохо»)
Дети: Хорошо, что они облегчают домашнюю работу, у мамы и папы больше времени остается, чтобы поиграть с нами.
— По телевизору можно посмотреть интересные программы, мультики. Утюг нужен, чтобы гладить вещи, в микроволновке подогревать разные блюда, холодильник нужен, чтобы продукты не испортились.
— Плохо, что могут сломаться, надо будет ремонтировать. От утюга может начаться пожар, телевизор может взорваться, электрические приборы могут ударить током .
Воспитатель: Все правильно. Запомните, уходя из дома надо выключать все электроприборы, нельзя совать в розетки металлические предметы, пальцы, трогать оголенные провода. ( Стук в дверь)
Кто бы это мог быть? ( За дверью мягкая игрушка – кот) О, да это же кот, и не простой кот, а ученый. Он очень любит читать, знает много сказок и убежден, что многих неприятностей их герои могли бы избежать, если бы знали правила безопасного поведения, правила нравственности. А вы, дети, любите сказки? Есть такая пословица «Сказка ложь — да в ней намек, добрым молодцам урок». Как вы думаете, что это может означать?
Дети: Сказки помогают людям понять, как правильно себя вести.
Воспитатель: Да, ребята. В сказках много подсказок и советов, как нужно поступать в соответствии с нормами поведения. Кот предлагает вам совершить путешествие в тридесятое царство. Хотите? А как можно попасть в сказку?
Дети: На ковре – самолете, с помощью волшебной палочки, волшебных слов.
Воспитатель: Мы с вами отправимся в сказку на ковре – самолете. Усаживайтесь, закрывайте глаза, держитесь покрепче, полетели. ( Звучит музыка).
Воспитатель: Ну вот, мы и в сказке. Какая первая сказка встретилась нам на пути? ( На столе расставлены фигурки настольного театра « Волк и семеро козлят».)
Дети: « Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Сказку нам расскажет Лера. ( Слушаем и смотрим отрывок из сказки до тех пор, как волк попал в домик и съел козлят).
Воспитатель: Ребята, а что могло бы помочь козлятам?
Дети: Железная дверь, глазок, решетки на окнах, условный сигнал и т.п.
Воспитатель: А еще, ребята, помните, почему волк мог говорить голосом козы?
Дети: Волку помог кузнец: сделал тонким его язык и волк смог говорить тоненьким голосом.
Воспитатель: Правильно, ему помог кузнец. Что вы думаете об этом человеке?
Дети: Он был трусливый.
Воспитатель: Как можно оценить его поступок?
Дети: Он поступил плохо. Испугался волка, хотя знал, что волку нужно зто для плохих дел.
Воспитатель: А как вы думаете, если бы кузнец не стал помогать волку, что могло бы произойти в сказке?
Дети: Волк не смог бы обмануть козлят и они не открыли бы ему дверь.
Воспитатель: А теперь покажите, как козлята испугались волка, а как обрадовались, когда все хорошо закончилось? ( Дети мимикой и жестами показывают испуг, радость).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, появилась волшебная дорожка. Мы пойдем по ней в другую сказку. ( На полу ковровая дорожка, которая ведет нас в другой конец группы, где подготовлен реквизит для драматизации сказки « Красная Шапочка») Ой, ребята, мы попали в театр. Садитесь на стульчики, посмотрим отрывок из сказки « Красная Шапочка»
( Смотрим драматизацию отрывка из сказки, как Красная Шапочка разговаривает с волком, волк прибежал к дому бабушки и бабушка впустила его в дом.)
Воспитатель: Какое правило безопасности нарушила Красная Шапочка?
Дети: Нельзя разговаривать с незнакомцами, рассказывать им о себе, о том, куда идешь.
Воспитатель: А какую ошибку совершила бабушка?
Дети: Нельзя открывать дверь, не посмотрев в глазок, не выяснив, кто за дверью.
Воспитатель: А теперь вспомните сказки, в которых герои уходили из дома без разрешения и что из этого вышло? ( Дети выбирают иллюстрации с эпизодами из подходящих сказок, объясняют свой выбор)
Дети: В сказке « Гуси – лебеди» девочка Маша ушла гулять, а братца Иванушку в это время унесли гуси – лебеди.
-В сказке «Приключения Буратино» деревянный мальчик Буратино вместо школы пошел в кукольный театр и с ним произошло много приключений.
-В сказке « Колобок» — колобок убежал от бабушки и дедушки и попал лисе в рот.
-В сказке « Кот, лиса и петух» петух несколько раз, послушав лису, высовывался из окошка и лиса его уносила к себе.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним сказку « Гуси – лебеди». Как вы думаете, правильно поступила сестра, оставив одного брата на улице?
Дети: Нет. Маленьких детей нельзя одних оставлять на улице.
Воспитатель: Как нужно было поступить?
Дети: Нужно было дождаться маму и папу, а потом идти гулять с их разрешения.
Воспитатель: Что почувствовала девочка, когда узнала, что братца нет?
Дети: Она очень испугалась за него, побежала искать.
Воспитатель: Как вы думаете, это приключение стало для нее уроком на всю жизнь?
Дети: Думаем, она никогда больше не оставит его без присмотра.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Идем опять по волшебной дорожке и попадаем в «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». (Рассматриваем иллюстрацию, где царевна ловит яблоко. Подготовленный ребенок читает отрывок из сказки.)
«И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать – поймала. « Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед»,-
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…»
Воспитатель: Какого правила безопасности не знала царевна?
Дети: Нельзя ничего брать у незнакомых людей, ни игрушки, ни сладости.
Воспитатель: Что случилось с царевной?
Дети: Она откусила кусочек и отравилась.
Воспитатель: В каких сказках герои брали угощение из чужих рук?
Дети: В сказке «Карлик нос» мальчик съел суп у колдуньи.
Воспитатель: Что из этого вышло?
Дети: Мальчик превратился в уродливого карлика.
Воспитатель: Вспомните, как вел себя мальчик, когда впервые увидел колдунью?
Дети: Он смеялся над ней, оскорблял, дразнил.
Воспитатель : Хорошо ли он поступил? Какие правила вы знаете?
Дети: Никого не обижай — ни словом, ни поступком; заботься о малышах, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя.
Кот: Молодцы, ребята, много сказок знаете и хорошо запомнили правила безопасного поведения. Ой, посмотрите, кто это там сидит в уголке? Да это же колобок. Наверно он услышал ваши советы и не попал лисе в рот, а прикатился поиграть с вами.
Колобок: Игра называется « Трик – трак, это не так».
1.Уходя из дома, надо выключить все электроприборы. ( Трик – трак, это так)
2.Если на улице незнакомый человек угощает тебя конфетой, надо поблагодарить, и взять. ( Трик – трак, это не так). А как? ( Нельзя брать у незнакомых людей ни сладости, ни игрушки. Нельзя ни с кем разговаривать, рассказывать о себе, идти с незнакомцами.)
3.Если ты один дома и в дверь звонят, надо сразу же открыть. ( Трик – трак, это не так.- А как? ( Нельзя никому открывать дверь, если дома нет взрослых. Нельзя говорить, что ты дома один.)
4.На улице надо играть дотемна и подальше от дома.( Трик – трак, это не так. На улице нельзя играть поздно, нельзя никуда уходить от дома)
5.Нельзя кататься на лестничных перилах.( Трик – трак, это так )
6.Можно играть на балконе в подвижные игры.( Трик – трак, это не так . На балконе нельзя играть в подвижные игры, можно упасть)
7.Нужно слушаться родителей и воспитателей в группе.( Трик – трак, это так )
8.Телефон полиции 03. ( Трик – трак, это не так. Телефон полиции 02.)
Колобок: Молодцы, ребята. На все вопросы ответили правильно.
Воспитатель: Ну вот, ребята, и закончилось наше путешествие в сказку. Пора возвращаться. Садитесь на ковер – самолет, закрывайте глаза, летим домой.( Звучит музыка) Вот мы и в детском саду. Надеюсь, вы хорошо запомнили правила безопасного поведения и будете вести себя в различных ситуациях правильно. ( Кот и колобок награждают ребят медалями за активную работу на занятии, прощаются и уходят.)
Литература
1. « От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М. Мозаика — Синтез, 2010.
2. А.Усачев, Л.Березин. Школа безопасности. Учебник по курсу « Основы безопасности жизнедеятельности». М, «Фирма « Издательство АСТ», 1998.
3. Л.Стрелкова. « Войди в Тридесятое царство». Учебно – методическое пособие для детских дошкольных учреждений и начальной школы. М, Издательство « Новая школа» ,1995.