Конспект урока на тему «Сердцу милый край родной»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе




Акименко Ольга Николаевна


воспитатель первой квалификационной категории


МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»

Город Урюпинск Волгоградской области









Тема занятия: «Сердцу милый край родной»






























Программное содержание: Закрепить знания детей о природе России, родного края, потешках, играх. Дать первоначальное представление о русском национальном костюме. Продолжать формировать умение вступать в беседу, отвечать на вопросы, активизировать словарь детей. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к своей Родине, вызвать интерес и чувство восхищения русской природой, талантами русского народа.

Оборудование: русские народные костюмы, музыкальные записи русских народных мотивов, фонограмма «Звуки леса», фотоколлаж «Сердцу милый край родной…», художественные книги, маски животных, фотографии с изображением озера, реки, поля, леса, луга, дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, заучивание потешек, закличек, игр. Рассказывание, инсценирование потешек. Рассматривание иллюстраций, фотографий природы родного края. Приготовление атрибутов, фотоколлажа.

Словарная работа: гербарий, сарафан, кокошник, косоворотка, терем.


Ход занятия:


Ведущий:

— Здравствуйте, гости дорогие,

Да ребятки озорные,

Проходите-ка в дом,

Потолкуем ладком.


1-й ребенок:

— Добро пожаловать

Гости званные,

Да желанные.


2-й ребенок:

— Проходите, проходите

Да на лавочки садитесь.


Ведущий:

А почему вы сегодня такие нарядные?

Дети: Мы встречаем гостей.


Ведущий: Как красивы наши девочки. А во что они одеты?

Дети: В сарафаны.



Ведущий: А что у них на голове повязано?

Дети: Атласные ленточки.


Ведущий: Маленьким девочкам в старину повязывали разноцветные ленты. А взрослые женщины носили кокошники. Вот такие , как у меня.

А как красивы наши мальчики. Давайте посмотрим на мальчиков. На них нарядные рубашки. Они называются – косоворотки. Костюмы наши – русские народные. В таких нарядах ходили прапрабабушки прапрадедушки. Пусть гости полюбуются на нас, а мы их развеселим и потешим.

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень…»

(Дети садятся на стульчики. На голове маски зверей: зайца, ежей, медведя, лисы).

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

— Всему свету я краса!-

Похвалялся зайка:

— Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

— У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

Могу песню я петь!


Ведущий:

Вот какую потешку про зверей сочинил русский народ.

— О каких животных говорилось в потешке?

Дети: О лисе, медведе, о ежах, о зайце.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Засушливые зоны умеренного пояса"


Ведущий: А где они живут?

Дети: В лесу.


Ведущий: А вы хотите на минутку там оказаться?

Дети: Да.


Ведущий: В моем доме – тереме много всего интересного да забавного. На стене развешаны фотоснимки. А фотографии те непростые, на них наши места родные. Эти снимки я взяла в музее детского сада. Давайте-ка полюбуемся на них. (Дети подходят с воспитателем к фотовыставке. На стене – фотографии в рамках с изображением природы родного края)

Посмотрите, ребята, здесь развешаны фотографии с изображением природы родного края.

— Что вы видите на этой фотографии?

Дети: Лес.


Ведущий: А как вы догадались, что это лес?

Дети: В лесу растет много разных деревьев.


Ведущий: В наших лесах произрастает много разных деревьев и кустарников.

— А какие деревья вам знакомы? Назовите их.

Дети: Береза, дуб, сосна, осина.


(Фонограмма «Звуки леса»…)


Ведущий: Ох, как же хорошо в лесу весной… Поют птицы, травка зеленеет. Да в лесу хорошо в любое время года, и зимой, и осенью. Гуляла я как-то осенью в лесу. Под ногами листва шелестела. Набрала я листочков с каждого дерева, да и засушила. Получился гербарий. А сейчас поиграем в эти листочки. Игра называется «С какого дерева лист!» Я буду показывать лист, а вы называйте с какого он дерева.


Дидактическая игра «С какого дерева лист?»


Ведущий: А это лист, с какого дерева?

Дети: С дуба.


Ведущий: Правильно. Это дубовый листочек. Я предлагаю, всем вместе поиграть в интересную игру про дубок и ворона, как когда-то играли наши предки. Становитесь в хоровод.


Хороводная игра «Черный ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоит гора.

Как на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная

Труба ладная, песня складная.


Ведущий: Вот и славно поиграли. Я вам хочу показать фотокартины удивительной красы. (фото с изображением реки и озера)

Что же запечатлено на этих фотографиях?

Дети: Река, озеро.

Ведущий: Да, это речка. А это озеро.

— Посмотрите, ребята, какая речка длинная, даже не видно конца.

— А кто знает, как называется река, которая протекает у нас, в нашей местности?

Дети: Хопер.


Ведущий: Как же красиво по берегам реки, у озера. А кто из вас бывал летом на Хопре?

Свежие документы:  конспект урока для 4 класса "Приручение огня"

— Расскажите, что вы там делали?

Дети: На Хопре мы купались, загорали, строили из песка замки, ловили рыбу.


(На стене фото с изображением поля, луга).


Ведущий: Давайте рассмотрим эти фотографии. Что же здесь изображено?

Дети: Поле, луг.


Ведущий: Полей да лугов в нашей огромной стране очень много. Бескрайний простор полей похож на золотое море.

— А что выращивают люди на полях?

Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь.


Ведущий: На полях люди выращивают пшеницу, рожь, а потом делают муку и пекут хлеб.

Широки и бескрайни просторы наших лугов. На лугах пасутся домашние животные.

— А какие домашние животные пасутся на лугах?

Дети: Коровы, козы, овцы, лошади.


Ведущий: Очень красиво на лугу весной, когда все вокруг цветет и зеленеет.

— А давайте, ребята, представим себя на лугу и поиграем в русскую народную игру «Цветочек – синий лепесточек». Приглашайте в наш хоровод гостей.

Хороводная игра «Цветочек – синий лепесточек»

(Фонограмма русских народных мотивов. После игры воспитатель и дети подходят к стенду – ширме с фотографиями природы родного края).


Ведущий: Как же красив наш край родной: и леса, и поля, и озера. Все это наша страна, наша Родина.

— Ребята, а как же называется наша огромная страна?

Дети: Наша страна Россия!


Ведущий: Россия — очень большая, богатая страна, где много родных городов и деревень.

— А как называется главный город нашей Родины, столица России?

Дети: Столица нашей Родины – Москва.



Ведущий: Как называется город, в котором мы живем?

Дети: Урюпинск.


Ведущий: Урюпинск – это наша малая Родина. И живут в Урюпинске и в других городах нашей Родины талантливые люди. И что только русский народ не умеет делать; сказки сочинять да потешки, и песни петь, и разные предметы да изделия делать.

Давайте-ка, ребята, сейчас вспомним с вами русскую народную закличку про солнышко, чтобы оно быстрее обогрело землю, и мы пошли гулять.

— А какие еще русские народные потешки вы знаете? Давайте расскажем их нашим гостям:

1. «Солнышко – ведрышко».

2. «Петушок – золотой гребешок».

3. «Котенька – коток».


Итог: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались, что нового узнали?

(ответы детей)

Мы вспомнили знакомые русские народные потешки, заклички, поиграли в игры.

На следующих занятиях я познакомлю вас с другими потешками, закличками. Их русский народ сочинил видимо – невидимо!

Свежие документы:  Конспект занятия на тему: «Мой родной город Нижнекамск»

— А сейчас мы пойдем на прогулку и поиграем в народную игру «У медведя во бору!» (Организованный уход детей из группы)


















Список используемой литературы


  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. — М.: ЦГЛ,2006.

  2. Волина В.В. В гостях у природы. – С-Пб.: «Творческий центр»,1997.

  3. Ёлкина Н.В.Пословицы, поговорки, скороговорки.- Ярославль.;1997.

  4. Тверитина е.Н.Руководство играми в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение,1986.

  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.:просвещение,1985.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: