Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
общеразвивающего вида № 106 «Золотой ключик»
Конспект урока на тему
«Аквариум»
подготовила
воспитатель
Малкова Наталья Сергеевна
г. Вологда
2014
Задачи:
-закрепить изученные приемы нетрадиционного рисования (печать ладошкой, рисование пальчиками, печать картоном и др. по желанию детей),
-способствовать проявлению креативности в придумывании и воплощении образов,
-продолжать учить работать в команде,
-развивать воображение на основе восприятия рассказа на слух, развивать фантазию, умение располагать рыбок во всех частях листа,
-воспитывать терпимость, взаимоуважение при выполнении совместного коллективного задания.
Материалы:
-аквариум с рыбками, улитками, водорослями, камушками для рассматривания,
-аудиозапись «Шум моря»,
-морская ракушка,
-зубные щетки на каждого ребенка для набрызга,
-картон для печатания,
-соломинки для коктейля,
-баночки с водой,
-кисти,
-гуашь,
-акварель,
-фломастеры,
-восковые мелки,
-листы бумаги разного формата по выбору детей.
Ход занятия.
Дети входят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Доброе утро, дети!
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (рисованием, рисовать). Правильно, мы будем рисовать. А что именно, вы узнаете, отгадав загадки:
Посмотрите – дом стоит, Вильнёт хвостом
До краёв водой налит. Туда-сюда –
В этом домике жильцы – И нет её,
Все умелые пловцы. И нет следа.
(Аквариум) (Рыбка)
Теремок ползёт. На окошке – пруд,
На себе его везёт В нём пловцы живут.
Хозяюшка богатая, У стеклянных берегов
Хозяюшка рогатая. Не бывает рыбаков.
(Улитка) (Аквариум)
— Молодцы! Как вы думаете, что будет темой нашего занятия? (будем рисовать рыбок, аквариум).
Верно. Каких аквариумных рыбок вы знаете? (гуппи, сомик, золотая рыбка).
Кто еще может жить в аквариуме? (улитки, рачки).
Что еще может быть в аквариуме? (камушки, водоросли, коряга, домик для рыбок).
Молодцы, ответили правильно на все мои вопросы. Давайте поиграем.
Педагог: -Я предлагаю вам поиграть в новую игру. Для этого, присядьте пожалуйста, в круг. Дети садятся в круг. Педагог дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился.
Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.
По окончании игры слышится шум воды (аудиозапись).
П: Слышите, сказка спешит к нам. Но где она? Прислушайтесь, откуда этот звук? Что это? (ракушка). Педагог берет ее в руки, прислушивается.
— Послушайте, она шумит, она живая, поет и как будто о чем-то рассказывает.
История о Ване, Пете и Мише.
Сегодня у Вани гости – Петя и Миша. Они часто бывают вместе, и им никогда не скучно. Вот и сегодня они придумали новую игру – в художников. Рисовать будут все на одном листе бумаги. А чтобы игра была интересней, мальчики решили не договариваться о том, что они будут рисовать.
Первым начал Ваня: на большом листе он нарисовал длинные волнистые полосы восковыми мелками, а между ними разместил маленькие кружки и овалы.
Петя посмотрел на рисунок и решил закрасить весь лист акварельными красками. Он взял синюю, зеленую и фиолетовую краски и красиво, используя много воды, закрасил весь лист. Краска на бумаге растеклась, и образовались новые оттенки. Но те полосы и кружки, которые нарисовал Ваня, остались видны – акварель не закрасила линии, сделанные восковыми мелками.
— А я понял! Я догадался, — обрадовался Миша, — это вы море нарисовали!
И он взял яркие фломастеры и стал подрисовывать кружочкам и овалам яркие хвостики, плавнички и глазки – получились замечательные рыбки!
Теперь снова наступила очередь Вани.
— Я думаю, нашему морю не хватает дна, на котором лежит клад!, сказал он и нарисовал широкую полоску желтой гуашью.
-Чур, я рисую клад! – закричал Петя.
Он взял черную тушь и нарисовал большой кувшин, покрытый ракушками.
В это время Миша что-то вырезал из бумаги – оказалось, что это трафарет старинного парусника. Он наложил трафарет на рисунок и закрасил его синей гуашью.
Мальчики посмотрели, что у них получилось.
— По-моему, очень здорово, — сказал Петя.
— Да, — согласился Ваня. – Давайте повесим картинку на стену.
Вечером, когда с работы вернулись мама и папа, Ваня показал им картинку.
— Очень загадочная, — сказал папа.
-И очень красивая, — сказала мама.
Педагог: Вот такую историю рассказала ракушка. Вы очень внимательно слушали. Расскажите, кто что видел. Какую картину вы можете представить? (ответы детей).
Педагог: Сейчас я хочу предложить вам нарисовать необычную картину таким же способом, как ребята из сказки. Тема картины – аквариум. Для этого нам нужно разбиться на команды по три-четыре человека. Во время рисования вы можете использовать любые материалы и любые приемы рисования, которые мы с вами изучили, а может вы придумаете что-то совсем новое. Если вы забыли, как выглядит та или иная рыбка, можете подходить к аквариуму и рассмотреть ее поближе.
Работа детей.
Комментарии во время работы:
Сначала необходимо продумать фон аквариума, цвет воды и дна. Затем распределитесь, кто будет рисовать камушки на дне, кто водоросли. Рыбок можете рисовать любыми способами (печать ладошкой, картоном, рисование пальчиком, ватной палочкой, раздувание кляксы). Можете дополнить фон с помощью набрызга, фломастерами, мелками.
Пока сохнут работы, проводится игровое упражнение «Массаж». Дети встают в круг, поворачиваются друг за другом, кладут руки на плечи соседу и выполняют движения по тексту.
Раз крючок, два крючок,
Получился ручеек.
Раз волна, два волна
Получается река.
Вот как весело бежит
И водичкою журчит.
Камушки на пути,
Нам они не страшны
Водичка о камушки ударяется
В капельки превращается.
Вот вода и тут и там
Получился — океан море.
(слышен шум волн — аудиозапись).
Рассматривание работ. Педагог: Сколько красивых рыбок живут в нашем аквариуме! Они все яркие, нарядные, разноцветные! Плавают наши рыбки по всему аквариуму, прячутся в водорослях. Мы будем ими любоваться!
А я угощу вас другими рыбками – печеньем.
Список использованной литературы.
1. Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 80с.
2. Кожохина С.А. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192с.
3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Атр-терапия для детей и подростков. 2-е стереотип. изд. – М.: «Когито-Центр», 2010. – 197с.