10
Урок в 7 классе
«Хлеб всему голова»
учитель истории.
учитель русского языка и литературы.
учитель технологии.
библиотекарь
Цель: Воспитание уважительного отношения к хлебу и к людям его создающим. Вызвать интерес к чтению книг по данной теме.
Подготовительная работа.
Экскурсия на мелькомбинат.
Экскурсия на хлебозавод.
Конкурс сочинений о хлебе.
Конкурс рисунков.
Рецепты хлеба и хлебобулочных изделий. Выпечка.
Оформление.
плакаты: «Хлеб всему голова» Слова В.Орлова.
«Каравай земли и неба на твоем столе.
Ничего сильнее хлеба нету на земле
В каждом маленьком кусочке хлебные поля.
А на хлебном колосочке держится земля».
Пословицы и поговорки о хлебе.
Выставка рисунков о хлебе.
Выставка книг.
Лучшие сочинения.
Гербарий (рожь, ячмень, пшеница).
Рецепты хлеба и хлебобулочных изделий.
Изделия из теста разных видов (печенье, торты, бисквиты, булки, шаньги, пироги и тд.).
Сценарий.
(звучит запись песни о хлебе)
Ведущая Хлеб, Хлебушко …
Учитель истории: Теплый, душистый, с хрустящей корочкой.
Он-самый главный на нашем столе. Без хлеба всякая еда невкусная.
Говоря словами пословицы «Хлеб всему голова».
Сегодня у нас в гостях телепередача.
«Тема», но разговор мы поведем не из Останкино, а из стен школы № 13 Тема нашего разговора стара и обыденна, но в то же время вечная, жизненная т.к. речь пойдет о хлебе.
В передаче принимают участие учащиеся 5-7 классов. Передачу подготовили преподаватели школы (представление учителей)
Сегодня у нас в гостях учителя и библиотекари школ г.Кунгура, повар школьной столовой (представление гостей)
(девочка и мальчик в русских национальных костюмах вручают гостям хлеб и соль под звуки музыки)
Стих. На свете я видела хлеба не мало,
(ученица) Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом
И он отдыхал, накрытый холстом
В горнице пахло сильно и сладко
За трапезой ели его без остатка
Ни крошки, ни корки, ломать – до конца
На свете я видела хлеба не много
Его заливали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.
С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом.
Он все же казался желанней всего.
Когда на частицы делили его.
На свете я видела хлеба разливы,
Мешки, бункера, элеваторы, нивы …
Он золотом лился, волною бежал,
Горой на токах деревенских лежал
И если применю кусок в небреженье –
В грязи придорожной, в подножной пыли,
то самое первое сердца движенье –
Поднять и спасти это чудо Земли.
Ведущая — Мы настолько привыкли к тому, что хлеб – это
Учитель истории: само собой разумеющиеся явление.
Хлеб мы едим. О хлебе мы слышим. Хлебом, солью встречаем самых желанных гостей. О хлебе песни поем, о хлебе стихи сочиняем. Хлебом пренебрегаем, когда он есть, о нем мечтаем, когда его нет. Как же пришел хлеб к людям?
(несколько учеников 5-х кл. в костюмах колосков под музыку выбегают, танцуют).
Это было давным давно. Людям тогда жилось очень трудно они еще не ушли приручать животных, выращивать растения, делать одежду. Чтобы не умереть с голоду бродили по дремучим лесам, полям в поисках съедобных трав, кореньев.
Поиски эти часто были безуспешными. Голод был частым гостем у людей. И вот однажды …
Группа первобытных людей. Они устало бредут, понурив голову. Вдруг один из них остановился у колосков. Взял в руки семена, положил в рот. На лице появилась улыбка. Он радостно кричит: «О-о-э».
Другие подбегают к нему, пробуют зерно и начинают радостно кружиться. Пританцовывая, уносят зерна в ладонях.
Чудо, какими вкусными показались эти зерна людям!
Ученые предполагают, что первым хлебом был дикорастущий ячмень. В историческом музее Санкт-Петербурга экспонируются окаменевшие зерна ячменя.
Этим зернам несколько десятков тысяч лет. Они из эпохи мезолита.
От собирательства люди перешли к земледелию. И прежде всего к выращиванию хлеба.
Хлебное зернышко – это чудо.
Много лет прошло, чтобы человек понял, что зерно можно посадить в землю, получить урожай, а не только ждать, то, что вырастит сама природа.
Сперва человек ел зерна целиком.
Случайно человек открыл, что зерна разжевываются легче, если сначала их высушить на солнце, а потом раздробить. К тому же они становятся вкуснее.
Ведущая — А с помощью чего древние люди могли
Учитель истории: получить муку? (зернотерка).
Ведущая – Как она действует?
Много веков спустя на смену зернотеркам появились мельницы с жерновами (круглыми кругами с отверстиями в середине).
Но ручной мельницей много муки не смелешь. Да и где взять человеку столько силы, чтобы вращать жернова.
Ведущая – К чьей помощи обратился человек? (животные: лошадь, буйвол, верблюд). Ходит, ходят они по кругу, впряженные, скрежут жернова. Сыплется и сыплется из под них мука. Научился человек строить и ветреные мельницы. Заставил на себя работать и ветер. Ну, а потом и водяное колесо изобрел. И заставил работать воду, крутить жернова, муку молоть. А чтоб сделать муку вкуснее, пропускали ее через сито. Через редкое сито – получится грубая мука, через частое – мука будет мелкая, тонкого помола, т.е. мука разных сортов.
Ведущая – А как сейчас муку получают?
Расскажите, что увидели на экскурсии.
(Элеватор, сушилка зерна. Очищение от примесей. Сорта высший 1, 2 манная крупа).
Сколько муки вырабатывается в сутки на Кунгурском мелькомбинате? (120 тонн).
Какое зерно поступает на мелькомбинат? (рожь, пшеница, ячмень, овес).
Откуда больше всего зерна поступает для переработки?
(из Кунгурского района).
Звучит запись.
Да! Кунгурский край издавна славился хлебом. Кунгурская земля черная, богатая, вознаграждала упорный труд хлеборобов. Кунгуряки сеяли рожь озимую и яровую, высевали пшеницу, овес, ячмень. В начале XVIII века на Кунгурском рынке ежегодно появлялось 145 тысяч пудов (16 кг. Пуд) товарного хлеба. Хлеб продавался в Чердыне, Соликамске, в Чусовских городах, а также на Макарьевской и Ирбитской ярмарках (Н. Новгород). Хлеб выводился не только зерном, но и мукой, поэтому в Кунгуре развивалось мукомолье. К началу XVIII века здесь насчитывалось более 100 мельниц. Подавляющая масса хлеба отправлялась рано весной по большой воде на небольших суднах: паузках, дощаниках, стругах. В отдельные дни отправляли по 10 судов и более.
Ведущая – А сколько зерна производится в Кунгурском районе в настоящий период?
(районная управа. Главным агрономом по району 1997г. получено 17,4 ц. с га. в среднем. В Ленске 21,8 ц. с га. Село «Троельга» 24 ц. с га. «Труд» село Филиповка 33,2 ц. с га. Намолот 1997г. = 92.907 тонн.
Больше всех хлеба намолотили Галушин В.Г. (с.Кыласово) на комбайне «Нива» 913 тон.
Армантшин Ильдус (с. Усть-Турка) на комбайне «Доминатор» высш. Класс-1.408 тонн.
Ведущая – Чтобы хлеб испечь нужна мука, а для этого нужно зерно. Без труда человека его не получить. Поэтому роль хлебороба-механизатора в этом – одна из главных. Хлеб жив трудом человеческим.
Ведущая – Ребята! А хлеб везде одинаковым пекут? А какой? (говорят ребята).
В Узбекистане лепешки из кукурузной муки с выжарками, тыквой, обжаренным луком.
Хлеб Бухары посыпают семенами кунжута, чернушки.
В Ташкенте хлеб круглый с диковинным узором на сливочном масле.
В Ферганской долине пекут сдобный хлеб на сливочном масле или маргарине.
Кашкадарья славится солеными лепешками.
В Хорезме соленые лепешки.
Национальное блюдо Узбеков – хрустящий хворост.
В Казахстане пекут шарики теста на сливочном масле, обжаренные в бараньем жире.
__Запись__
В Египте хлеб пекли из ячменя на молоке, масле, виноградном соке, различный по форме.
В Нью-Йорке в музее искусств хранится круглый хлебец, выпеченный 3 400 лет назад. Он найден при раскопках в мавзолее царицы Шрит – Амон, но это не самый древний хлеб, сохранившийся до наших дней. В г. Цюрихе (в Швейцарии) в музее под стеклянным колпаком хранится самый старый из найденных до сих пор кусков хлеба. Ему 6 тысяч лет. Хлеб ржаной, хлеб белый. На Руси пекли Ковриги, коврижки, пироги, хлебы с маком и медом, хлебцы различной формы.
Индейцы Америки пекли лепешки из кукурузы.
Жители Юго-Восточной Азии пекли и пекут рисовые лепешки .
В тропиках Южной Америки пекут лепешки из маниоки, в некоторых странах Африки – из бананов.
Пайка хлеба в блокадном Ленинграде –125 гр. кусочек, в котором муки было 60 %, а остальное составили всевозможные добавки и даже древесные опилки.
Ведущая – __А какой хлеб выпекают в Кунгуре?__ Откуда хлеб поступает в наши магазины? (отвечает учитель технологии).
Хлеб привозят из района (с.Орда, Калинино, Ленск), из Перми. Пекут хлеб на вокзале, там своя пекарня. На территории рынка (у остановки Гостиница) частное предприятие Новикова, там тоже пекут хлеб и хлебобулочные изделия.
Но основная масса хлеба приходится на Кунгурский хлебокомбинат. Интересны данные по выпечке хлеба за месяц. (Плакат).
Реализация хлеба и хлебобулочных изделий Кунгурским хлебокомбинатом:
Дарницкий ржаной – 177 тонн.
Дарницкий подовый – 23 тонны.
Формовой – 15 тонн.
Батон нарезной – 11 тонн.
Батон особый – 4 тонны.
Батон столовый – 1 тонна.
Плетенка с маком – 1 тонна 800 кг.
Плюшка московская – 1 тонна 200кг.
Булочные изделия – 20 тонн.
Макаронные изделия – 2 тонны 500 кг.
Кондитерские изделия:
Торты 11 наименований – 6 тонн 400 кг.
Пирожные 8 наименований, кексы, рулеты, восточные сладости 6 тонн. Итог 268 тонн 900кг.
(показать хлеб, заострить внимание на правильное название: дарницкий ржаной, дарницкий подовый, формовой).
Какие способы приготовления теста и выпечки хлеба существуют?
Существует много способов приготовления теста для хлеба и хлебобулочных изделий. Готовят тесто так: муку замешивают на жидкости — воде, молоке, простокваше, сыворотке. В зависимости от того, какое тесто будут готовить, в него добавляют различные продукты: сахар, яйца, жир, масло, ароматические и вкусовые добавки.
По способу приготовления тесто делится на два вида: дрожжевое (кислое), бездрожжевое (пресное).
Тесто может быть сдобным и не сдобным. По способу замеса его делают жидким или густым.
Чтобы тесто было пышным, для его изготовления применяют разрыхлители: дрожжи или питьевую соду. При добавлении разрыхлителей тесто поднимается т.е. увеличивается в объеме. Есть и другие способы разрыхления теста: добавление взбитых яичных белков, крахмала. (по таблице «Изготовление изделий из теста»).
Дрожжевое: для хлеба, пирожков, блинов, оладий.
Пресное: сдобное, бисквитное, песочное, заварное, слоеное, для вареников и пельменей.
(Учащиеся 7-х классов, девочки, рассказывают присутствующим о способах замеса дрожжевого, песочного, бисквитного, заварного, слоеного теста).
Поговорим о способах выпечки.
Существует три способа выпечки хлеба и хлебобулочных изделий.
I способ – Пекут хлеб в духовках, электрических и газовых (хлеб, пироги, батоны, булки)
II способ – Жарят на открытом огне газовой конфорки или
электрической (блины, оладьи, пончики, пирожки).
III способ самый древний – Наша русская печь.
В русской печи можно приготовить, начиная с первых блюд (наваристых супов и щей) кончая хлебом. Зачитаю, как готовили и пекли хлеб в русской печи.
Пока горят сложенные дрова в печи, ставят чугуны, глиняные горшки с супом. Дрова прогорели, угли разровняли и на углях жарят блины, оладьи, картошку и другое. Прогоревшие угли сгребают в сторону, в народе называемую загнетой. К загнете ставят горшки с кашей. А кирпичный под (дно печи), где были угли заметают часто веником. На чистый под на деревянной лопате караваи, обсыпанные мукой кладут и выпекают.
Принцип русской печи заложен в конструкциях печей на хлебокомбинатах для выпечки подового хлеба.
В Республиках Средней Азии и Кавказа пекут в глиняных печах –тандырах. Пекут там лепешки. Особенностью этих печей является то, что хлеб пекут на стенках печей.
Ведущая – Трудна ли профессия хлебопека? (говорит школьный повар). Важная профессия хлебопека для мальчиков!
__Запись._
Отношение к профессии булочника, пекаря всегда было уважительным. В Древней Греции булочник мог занять высокий государственный пост. На Греческих островах существовали специальные школы пекарей. В Древнем Риме раб, умеющий печь хлеб ценился в 10 раз выше раба-гладиатора. По Германским законам преступник, убивший булочника, наказывался в трое строже, чем за убийство человека другой профессии.
Ведущая – __Почему так важен хлеб в нашей жизни?__
Что дает он человеку? (отвечает учитель технологии и ученик 7 кл.).
Да, хлеб очень важен в нашей жизни. Трудно представить наш стол без хлеба. В русской пословице говорится «Хлеб всему голова». Хлеб – основной продукт питания человека. В среднем ежедневно каждый из нас потребляет 400 гр. хлеба, в месяц 12 кг., в год 144 кг.
А теперь, друзья, давайте с вами попробуем ответить на вопрос: Почему хлеб занимает важное место в жизни человека? Помогут ребята из 7-го класса.
Стих Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели
Мы говорим «Хлеб»
Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны
Мы говорим «Хлеб»
Вот зерно течет рекой
Чтобы сделаться мукой
Мы говорим «Хлеб»
Ешь его, ратаи и помни
В мире нет труда огромней
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий «Хлеб»
(Музыка Выбегает девочка в костюме конфетки).
Я сластена, я сластена
Очень сладкое люблю.
Мне не надо каш и макаронов
Хлеба тоже не хочу!
Да! Да! Да! Хлеба не хочу! (топает ногами)
Хочу халвы, хочу пирожных,
Хочу мороженого, хочу конфет!
Я сластена, я сластена
Очень сладкое люблю
Мне не надо каш и макаронов
Хлеба тоже не хочу! Да! Да! Да!
(топает ногами, капризничает).
Хочу бананов, хочу ананасов,
Хочу апельсинов! Хочу! Хочу! Хочу!
Ну подумаешь, хлеб!
(выходит Робинзон Крузо).
Ах, девочка! Как ты ошибаешься. Сразу видно, что ты не читала книги «Робинзон Крузо». Это книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение и я оказался на необитаемом острове. Там было много дичи, бананов, ананасов. Но как я тосковал по хлебу. И как же я обрадовался, когда увидел, что из случайно оброненных мною зерен взошло несколько ростков ячменя.
Сластена: Почему?
Робинзон Крузо: Я и сам не знаю почему люди не могут обходиться без хлеба. Наверное он полезный, сытный.
Сластена: А вот я смогла бы без хлеба.
Может быть из сидящих в зале также как сластена думают.
Ну подумаешь хлеб! Да хоть бы мне его и совсем не давали! Вот шоколад, мороженое – это другое дело. Так? Так, да не так!
Если провести такой опыт:
Кормить человека одними сладостями день, два он съедал бы много сладкого, да еще и посмеивался бы: «Вот как мне повезло!» Через три, четыре дня аппетит бы его поубавился.
А через пять, шесть дней он и смотреть не смог бы на сладкое. Хлеб же люди едят каждый день. И он им никогда не надоедает.
— Сластена: Да, вы меня убедили в том, что хлеб людям необходим.
Учитель технологии: __Хлеб является не только пищей, но и выполняет роль лекарства.__
Дело в том, что хлеб – это природный продукт, обеспечивающий наш организм более 10 веществами. Основные из них аминокислоты (белки), углеводы (сахар) витамины (лекарства), калий, кальций, магний, железо, натрий и другие минеральные вещества, и еще не мало микроэлементов, без которых трудно жить человеку. Но и переедать хлеб тоже нельзя, его следует есть в меру. В народной практике издавна применяют хлеб в качестве излечивающего средства. Предлагаем вашему вниманию полезные рецепты (говорят дети).
Если у вас заболел желудок, надо есть сухой хлеб, запивая его кислым молоком.
Больным с повышенной кислотностью в организме рекомендуется есть сухой хлеб с медом.
У людей, которые систематически едят хлеб с молоком, улучшается деятельность пищеварительных органов, а лицо становится чистым и красивым.
Хлеб, замешанный на молоке, является диетическим для всех больных.
Если нет аппетита, потрите кусочек хлеба чесноком, посыпьте солью. Гарантируем, что аппетит разыграется.
Да, вот поэтому хлеб является не только продуктом питания, но и лекарством.
Ведущая – __В хлебе содержатся витамины группы В.__
В1 — диамин, В2 — рибофлавин, В6 – пиридоксин.
Они содержатся в зародышах и оболочках зерновых культур. При тонком помоле наиболее богатые витаминами части зерна удаляют с отрубями, поэтому в высших сортах муки и хлеба содержание витамин резко снижено.
В1 и В6 необходимы для нормальной деятельности нервной системы человека. В2 играет важную роль в поддержании здоровья наших глаз и состоянии крови в организме.
Ведущая – __Какова же цена хлебу?__ (в разговор включается учитель литературы Первова Г.С.)
Задумываемся ли мы, привычно покупая хлеб, над истинной его ценой? Вряд ли.
Мы думаем, что цена хлеба определяется его стоимостью, теми копейками, что мы платим за каравай или батон в магазине. Но это не так Истинная цена хлеба определяется трудом хлебороба, механизатора, который выращивает хлеб. В миниатюре писателя Исая Тобольского рассказывается о том, как в Саратовской области проходит летняя страда – уборка урожая. Вот как он об этом пишет:
Я подошел к комбайну. Владимир Иванович Минаков заглушил мотор и выбрался из кабины. Нет, он не выбрался, а буквально выкарабкался из нее. Весь почерневший, потный стоял передо мной. Смертельно усталый человек.
Ну здравствуйте, — выдохнул он смущенно и шагнул к бочке с водой. Зачерпнул доверху полуведерный ковш, отпил, не отрываясь, чуть не половину, остальную плеснул на себя. И, казалось, рубаха задымилась. Такая была жара. И в такую жару, пообедав торопливо, надо снова забираться в пышущую огнем кабину и снова день напролет крутить под этим ошаленные солнцем до блеска натертый ладонями, штурвал. Так достается хлеб!
Ученица: Хлеб, хлебушко!
(Стих) Теплый, душистый,
С хрустящей корочкой
Он самый главный на нашем столе.
А выращивают его хлеборобы
На их ладонях твердые мозоли,
т.к. выращивать хлеб тяжелый труд.
В любую погоду, в холод, зной выводят они на поля свои могучие машины. Трактора, комбайны работают днем и ночью, чтобы подарить нам свежий хлеб. Ешьте на здоровье!
Хлеб и человек с незапамятных времен идут они рядом. И человек рискует своей жизнью, спасает его. Это было всегда и в годы войны, и сейчас.
Ученица: Иван Васильевич Цуканов, спасая хлеб, вывел полыхающий комбайн с поля. Но сам получил свыше 70 % ожогов тела. Он прожил в больнице еще 11 дней. (Заметка в «Комсомольской правде» за 18 сентября 1997г. «Комбайнер Иван Цуканов погиб, спасая хлеб»).
Учитель литературы.
Готовясь к этому мероприятию, учащиеся писали сочинения о хлебе. Темы были разные. Предлагаем выдержки из ряда сочинений на тему «Хлеб».
(Зачитать. Поблагодарить участников. Вручить призы победителям).
Итоги конкурсов рисунков
(Поблагодарить. Вручить призы победителям).
Ведущая – А какие отношения у людей к хлебу? (отвечает учитель технологии.)
Из социального опроса, проведенного мною, я могу сделать некоторые выводы:
В настоящее время все люди, опрошенные мною, не зависимо от возраста и положения в обществе ценят хлеб и действительно дорожат им.
Молодые девушки, старшеклассницы, в беседе со мной сказали, что хлеб они любят, едят, но стараются ограничивать себя в виду сохранения фигуры. Юноши старших классов едят хлеб без ограничения.
Дети младших классов в большинстве любят хлеб. Но из более обеспеченных семей некоторые дети отвечают: «Я не люблю хлеб, но мама заставляет кушать».
Хотя грустно, больно говорить: но есть такие семьи, где дети недоедают хлеба, и с этим вопросом я не могла подойти, заранее зная ответ.
Люди пожилого возраста любят и уважительно относятся к хлебу и на мой вопрос отвечали «Я люблю хлебушко» и этим все сказано.
В нашей школьной столовой в настоящее время порядок. Но иногда можно увидеть кусочки хлеба на полу. Я думаю, что после нашего сегодняшнего разговора учащиеся будут бережно относиться к хлебу.
Итоги урока. Рефлексия.