Окружающий мир 3 класс
УМК «Школа России»
Тема: ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО — ВОДА
Загадки:
Я и тучка, и туман. С горы пришла,
Я река и океан. В море ушла
Я летаю и бегу, (Вода)
И стеклянной быть могу.
(Вода)
В морях и реках обитает
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
Кроссворд по теме «Превращения воды»
Разгадав кроссворд, вы узнаете, как называется беспрерывный процесс движения воды в природе. (Круговорот.)
|
|
|
|
|
|
| 7 | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
| 2 |
|
|
|
| 6 |
| |||||
|
|
| 3 |
| 5 |
|
|
| 8 |
| |||
| 1 |
|
| 4 |
|
|
|
|
| 9 | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
|
По вертикали: 1. Превращение воды из газообразного состояния в жидкое. (Конденсация) 2. Газ, образующийся из воды при ее испарении. (Пар) 3. Непрозрачный воздух, насыщенный парами воды. (Туман) 4. Атмосферные осадки в виде небольших ледяных шариков. (Град) 5. Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями. (Роса) 6. Плотный серый туман, загрязнённый пылью и копотью. (Смог) 7. Превращение воды из жидкого состояния в газообразное. (Испарение) 8. Прозрачная бесцветная жидкость, которая в природе встречается в трех состояниях. (Вода) 9. Превращение воды из твердого состояния в жидкое. (Таяние)
По горизонтали: 2. Превращение воды из жидкого состояния в твердое. (Замерзание) 3. Тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (Иней)
Тест по теме «Вода в природе»
Выбери и подчеркни вещества, которые растворяются в воде:
Древесина, пластмасса, сахар, стекло, растительное масло, мел, соль.
Укажи стрелками, в каком состоянии находится вода:
град
ЖИДКОЕ иней
дождь
ТВЕРДОЕ туман
лед
ГАЗООБРАЗНОЕ снег
роса
Что такое смог?
Мельчайшие кристаллики льда, покрывающие траву, ветки деревьев, крыши.
Плотный серый туман, загрязненный копотью и пылью.
Комочки снега, падающие с неба.
Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время пол стал сухим?
Вода впиталась в поверхность пола.
Вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
Вода испарилась с поверхности пола.
Дорисуй схему «Круговорот воды в природе»:
Викторина по теме «Превращения воды»
Почему во время ледохода лёд плывёт по поверхности воды и не тонет? (Потому что лёд легче воды.)
Зачем в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода лишнего пара.)
Зачем на зиму в окна вставляют вторые рамы? (Воздух плохой проводник тепла, поэтому слой воздуха между рамами предохраняет жилое помещение зимой от потери тепла.)
Объясни пословицу: «Хлеб – батюшка, а водица – матушка».
Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Благодаря круговороту воды – она испаряется с поверхности.)
Почему в глубоких колодцах иногда даже летом на дне лежит лёд и не тает? (Если зимой колодец промерзает до дна, то летом может оттаивать только верхняя часть: вода – плохой проводник тепла.)
Почему водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Вода теплее воздуха, так как воздух успел охладиться быстрее воды.)
Может ли человек поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000 кг.)
Использованная литература:
1.Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы /авторы-составители
Г. Н .Решетникова, Н. И. Стрельникова. Издательство «Учитель» 2008