МБОУ «Знаменская СОШ»
Конспект
урока окружающего мира на тему:
«Правила взаимоотношений и дружбы»
Разработан учителем
первой квалификационной
категории Андреенковой Е. И.
с. Знаменка
2011год
Цели урока:
расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;
развивать речь и мышление учащихся;
воспитывать доброжелательность.
Оборудование:
магнитофон;
фонограммы «Песенки кота Леопольда» и «Когда мои друзья со мной»
памятка «Основные законы дружбы»;
пословицы о дружбе;
выставка книг о дружбе;
плакат с нарисованным сердцем;
словарь Ожегова;
кроссворд.
План урока
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы урока.
Работа с кроссвордом.
Беседа «Что такое дружба?»
Чтение стихов о дружбе.
Игра «Найди конец пословицы».
Викторина «Кто с кем дружит?».
Работа с выставкой книг о дружбе.
Работа с памяткой «Основные законы дружбы».
Составление пожеланий друзьям.
Подведение итога урока.
Домашнее задание.
1. Проверка домашнего задания.
— На прошлом уроке мы говорили о правилах культурного поведения в общественных местах. Дома вы должны были выучить правила поведения в театре. Кто хочет рассказать нам об этих правилах?
( Рассказы учащихся.)
2. Сообщение темы урока.
— Сегодня у нас очень интересная тема урока, которую подскажет эта песенка. (Слушание «Песенки кота Леопольда».)
-Итак, о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)
-Правильно, о дружбе. Мы поговорим о том, что означает слово «дружба», кто такой друг, что значит дружить?
3. Работа с кроссвордом.
— Сначала мы разгадаем кроссворд, в котором спрятаны слова, характеризующие некоторые качества настоящих друзей.
Вопросы:
Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта.)
Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный.)
Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость.)
Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность.)
Так называют экономного человека. (Бережливый.)
Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего все старательно и точно. (Аккуратный.)
4.Беседа «Что такое дружба?»
— А теперь прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (Дружба.) Какое прекрасное слово – «дружба»! Произнесем вместе это слово. Что вам вспоминается, когда вы произносите это слово? ( Ответы учащихся.)
— Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
— Итак, дети, что же такое дружба? (Ответы детей.)
— Давайте прочитаем, какое объяснение дано слову «дружба» в словаре Ожегова. (Читают в словаре.)
5. Чтение стихов о дружбе.
— Давайте послушаем, какое стихотворение о дружбе написал ваш ровесник. (Ученик читает стихотворение. (См. Приложение.) )
— А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья». (Чтение стихотворения.)
— Я думаю, что эти мальчики еще маленькие и не совсем понимают, что такое дружба, но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры. И со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой.
6. Игра «Найди конец пословицы».
-А теперь мы поиграем. На доске прикреплены части пословиц о дружбе. (Приложение.) Нужно их собрать, прочитать и объяснить их смысл. (Ученики выполняют задание.)
-Все эти пословицы созданы русским народом и поэтому нам понятны. А вот послушайте немецкую пословицу: дружба – это дерево, которое следует поливать. Как вы её понимаете? (Ответы детей.)
7. Викторина «Кто с кем дружит?».
— Самые первые представления о дружбе вы получили в детстве, когда мамы читали вам сказки и рассказы. Сейчас мы проведем викторину и вспомним сказочных друзей. (Приложение.)
8. Работа с выставкой книг о дружбе.
— Книг о дружбе и о друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретете себе настоящих друзей – литературных героев. (Обзор книг.)
9. Работа с памяткой «Основные законы дружбы».
— Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. У вас на партах лежат памятки с основными законами. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. (Дети читают правила по цепочке.) (Приложение.)
10. Составление пожеланий друзьям.
— Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце – кармашек вы можете опустить пожелания себе, друзьям, классу. Через несколько лет мы их прочитаем и узнаем, что сбылось. ( Ученики составляют пожелания.)
11. Подведение итога урока.
— Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
— Вот и закончился наш урок. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте вместе исполним песню «Когда мои друзья со мной». (Исполнение песни.)
12. Домашнее задание.
— Дома вы постарайтесь запомнить основные законы дружбы, которые есть в памятках. Можно нарисовать своих друзей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные законы дружбы
1. Один за всех, и все за одного.
2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4. Радуйтесь вместе с друзьями.
5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
Игра «Найди конец пословицы»
Не имей сто рублей, а имей………………………………… сто друзей.
Человек без друзей, что дерево ………………………………без корней.
Друга ищи, а найдешь…………………………………………..береги.
Дерево живёт корнями, а человек……………………………….друзьями.
Дружба не гриб, в лесу………………………………………не найдёшь.
Друг лучше старый, а платье………………………………………новое.
Стихи о дружбе
Дружба
— Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
— Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
— Что такое дружба?
— Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девчонки:
— Дружба – что такое?
— Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Б. Заходер
Мы – друзья
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый
Я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольешь водой!
Дело в том,
Что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоем.
Даже вместе…
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
— Что–то, Вова,
Позабыл!
— И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
— Я как тресну!
— Он как даст!
— А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду-
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас свода ручьями льётся,
А она еще смеётся:
— Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и ……(Чебурашка).
2. Доверчивый Буратино и …(Мальвина).
3. Смешной мишка Вини-Пух и …(Пятачок).
4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назлвите этих друзей – музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, осёл и пёс).
5. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда).
6. В меру упитанный и в меру воспитанный мужчина в полном расцвете сил Карлсон и ….(Малыш).