Урок № 91 Русский язык в 6 классе
ТЕМА: «Степени сравнения имен прилагательных».
ЦЕЛЬ УРОКА:
— познакомить учащихся с понятием «степени сравнения имен прилагательных». Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени;
— развивать умение находить прилагательные в сравнительной степени, определять их роль в предложении;
— воспитывать патриотические чувства
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь для словарных работ, индивидуальные карточки, схемы – формулы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Устная синтаксическая пятиминутка.
Яркие игрушки украшали елку, и от них в комнату будто лился веселый свет.
— Составьте схему предложения.
— Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», поставив их в начальной форме.
— Что обозначают данные прилагательные? Может ли что – то быть ярче игрушек?
3. Запись с объяснением:
Яркий – ярче – ярчайший;
Веселый – веселей – веселее – самый веселый.
III. Работа по теме урока.
1. Запись на доске:
— Скажите, какое прилагательное — красивый или красивее показывает, что признак проявляется в большей степени?
— Итак, прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Пейзаж был красивее предыдущего. Если же нужно показать, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, то в таком случае используется превосходная степень имени прилагательного: Перед нами открылся красивейший пейзаж.
2.Выполнение упр. 281.
2. Составление схемы «Степени сравнения имен прилагательных»
3. Работа с учебником. Чтение теории § 49 на стр. 116—119.
— Дополнить схему примерами простой и составной форм степеней сравнения.
— Записать в тетрадь формулу, вставив пропущенные сведения:
4. Индивидуальные карточки:
1). Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени.
В детстве все было другим. (Яркий) было солнце (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочный) земля, родная земля — самое великолепное, что нам дано для жизни.
(По К. Паустовскому)
2). Запишите текст, раскройте скобки, образовав сравнительную степень имен прилагательных.
Некоторые во..бражают, что чем (высокий) поднимат(?)ся в воздух, тем становит(?)ся (теплый), но это (не)правда. Чем (высокий), (холодный). Почему это? А потому, что со(?)нце слабо нагр..вает воздух своими луч..ми, так как воздух очень прозрач(?)ный. Снизу воздух всегда (теплый). Со(?)нце нагр..вает землю своими луч..ми, воздух нагр..вает(?)ся от з..мли точно так же, как от г..ряч..й печ(?)ки. Нагретый воздух (легкий) холодного и поэтому поднимает(?)ся вверх. Чем (высокий) он поднимает(?)ся, тем(много) остынет. Поэтому на больш..й высоте всегда хол..дно.
(Н. Носов)
Динамическая пауза
5. Образуйте от прилагательных простую и составную формы сравнительной степени. Укажите прилагательные, которые не имеют степени сравнения.
Красный, бурный, плохой, важный, ужасный, голый, дорогой, мокрый, краткий, золотой.
Придумайте по одному предложению с прилагательным в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени.
Подчеркните в них прилагательные как члены предложения.
6. Запись в раздел словаря «Говори правильно»: красИвее, свобОднее, удОбнее, спокОйнее.
— составить с данными словами предложения; определить роль прилагательных в сравнительной степени в придуманных предложениях.
IV. Подведение итогов урока.
— Какие степени сравнения могут иметь прилагательные?
— Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе …
— Составная форма сравнительной степени обычно образуется… .
V. Сообщение домашнего задания.
Выполнить упр. 283, 284.
VI. Выставление оценок за урок.