Романова Марина Анатольевна
Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 144»
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 класс
Тема: «В гости к слову».
Цель:1. Развивать орфографическую зоркость.
2.Учить договариваться и приходить к общему решению, работая в группах.
3.Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход занятия:
Организационный момент.
Учитель: То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиение
Живого языка.
— Сегодня на занятии мы вместе с вами отправляемся в путешествие и понаблюдаем за жизнью слов в стране «Словарии». Участвуют две команды. 1 команда «Русский стиль»
Приветствие: Пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2 команда «Веселые буквы»
Приветствие: И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
Наша дружба крепнет с ней.
Оценивает соревнование жюри в составе:………..
За полный ответ – 5 баллов; ответ с небольшими недочетами – 4 балла.
Приветствие жюри: Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.
А вот на чем будем путешествовать вы должны угадать:
Далеко – далеко, по железному пути,
Может этот молодец — весь поселок увезти. (Поезд). (Показ поезда, песня)
1. Станция «Воображения». Детям предлагаются 3 карточки со словами:
— выбрать слова с непроверяемой буквой;
-найти букву для запоминания;
-посоветовавшись, нарисовать эту букву по аналогии с внешним видом;
— представить карточку и объяснить почему именно этот предмет нарисован;
1 ком: Р о МАШКА, ЛЕСНИК, КО ф ТА;
2ком: СТОРОЖКА, М о НЕТКА, Р е МЕНЬ;
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
2. Станция «Ребусная». Нарисовать ребус к словам.
1ком: СТОЛИЦА
2ком: ДЕВОЧКИ Итоги 2 конкурса.
3.Станция «Капитанская». Спешу сегодня я на праздник, вдруг на трубе на водосточной объявление читаю:
«Продаются очень срочно два зеленых попугая,
Кот породистый (сиамский), зонт складной японский (дамский),
Стол обеденный дубовый, плащ мужской (почти что новый)
И старинный граммофон». Чтобы все запомнить прочно,
Я иду и повторяю: «Продается очень срочно два старинных попугая,
Плащ породистый (сиамский), кот складной зеленый (дамский),
Зонт обеденный дубовый, стол мужской, почти что новый,
И японский граммофон, вот для справок телефон.
Нет, запомнила не точно! Снова быстро повторяю:
«Продается очень срочно два японских попугая,
Зонт породистый (сиамский). Стол складной старинный (дамский),
Плащ обеденный дубовый, кот мужской, почти что новый,
И зеленый телефон. Вот для справок граммофон».
Не выходит, как нарочно! Повторяю монотонно:
« Продается очень срочно два кошачьих телефона,
Дуб обеденный (сиамский), попугай старинный (дамский),
Новый стол, почти японский, зонт зеленый граммофонский,
А внизу для справок плащ…». Перепутала, хоть плач!
Вот такая история приключилась со мной. Надеюсь, что нашим капитанам удастся разобраться этот ералаш.
Заточите карандаш! Уничтожьте ералаш!
Я приказываю всем все расставить по местам!
1ком: Злой кабан сидел на ветке.
Пароход томился в клетке.
Соловей точил клыки.
Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила.
Маша хвостик свой ловила.
2ком: Еж накрыт к обеду был.
Чиж усами шевелил.
Рак летал под облаками.
Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе.
Мальчик булькал на костре. Итоги конкурса.
4. Станция «Словарная». Задание: вставить букву, составить предложение, используя все слова.
1ком: Р…бочий, п…льто, с…поги, за…тр…к, м…шина, з…вод.
2 ком:…днажды, п…года, м…роз, …дежда, к…ньки, т …варищ.
Должны получиться примерно такие предложения:
-Рабочий надел пальто, сапоги, взял завтрак, сел в машину и поехал на завод.
— Однажды в морозную погоду мы с товарищем тепло оделись и пошли кататься на коньках. ИТОГИ.
5. Станция «Театральная». Ну, а если буква в слове уж очень капризная, то ее можно изобразить самому, тогда точно не забудешь. Каждой команде даны наборы букв ( без одной буквы). Дети должны выстроиться так, чтобы получилось слово. Недостающую букву должен изобразить ребенок.
1ком: ЗА…Ц.
2ком: …бед.
Пока жюри подсчитывает баллы, учитель подводит итог игры.
-Понравилось вам путешествие?
— Что для себя нового вы узнали?
— Я, думаю, что сегодня вы узнали как легче всего запоминать слова с непроверяемой орфограммой.
Подведение итогов. Награждение.
Список литературы
Л.Каминский «Объявление».