Система уроков по учебнику В.Г.Горецкого.
Тема урока: Согласные звуки [б`], [б], буквы Б,б.
Цель: Организовать деятельность учащихся по изучению нового звука, буквы.
Задачи:
Познакомиться с новым звуком, буквой.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать тактильные представления.
Обогащать словарный запас.
Развивать временные представления.
Формировать коммуникативные УУД.
Планируемые результаты: Учащиеся овладеют навыками слогового чтения с буквой б, чтением предложений и короткого текста; делать выводы в результате совместной работы.
Основное содержание темы, термины и понятия: Согласные звуки [б`], [б], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная Б,б, слого – звуковой анализ слов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока:
Организация начала урока.
Проверка готовности класса к уроку и оборудования.
Эмоциональный настрой на урок:
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
И книжки, и тетрадки,
И мысли – всё в порядке.
Сядьте все правильно, спинки выпрямите, руки положите перед собой, стульчики подвиньте, между вами и партой – кулачок.
Речевая разминка (заучивание и проговаривание чистоговорки):
Ба-ба-ба, ба-ба-ба — у верблюда два горба.
Аба, аба, аба — ускакала жаба.
Бе-бе-бе, бе-бе-бе — куплю шарик я себе.
Бобы-бобы-бобы — есть везде микробы.
Бы-бы-бы, бы-бы-бы — в лесу растут грибы.
Об-об-об — в огороде растет боб.
Би-би-би, би-би-би — в трудном деле подсоби.
Бя-бя-бя, бя-бя-бя — все зависит от тебя!
Постановка учебной задачи:
— Какой звук мы с вами чаще всего сейчас произносили? (Б)
— Правильно! Значит сегодня мы будем знакомиться с какими звуками? ([б`], [б]).
— С помощью какой буквы мы можем записать эти звуки на письме?
— Посмотрите как изображена эта буква заглавная, строчная, печатная, письменная.
— А с помощью каких точек шрифта Брайля мы сможем записать эту букву? (1,2).
Для детей, обучающихся по шрифту Брайля — изображена буква на колодке. Они сами должны определить комбинацию точек и рассказать, как данная буква изображается.
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности:
Как мы можем изобразить эту букву используя наше тело?
Выделение звука в словах: слабовидящие — картинки,
незрячие — на слух.
Работа в парах. Характеристика звука. Составление и анализ схем заданных слов.
Физкультминутка.
Выделить новую букву среди других: слабовидящие — подчеркивают карандашом,
незрячие — показывают пальцем, грифелем прокалывают точку под заданной буквой.
Моделирование из пластилина — новую букву.
Работа в парах. Найди слова на букву б и обведи их карандашом. Слабовидящий называет изображенные предметы незрячему ребенку, определяют — подходит или нет данное изображение, слабовидящий обводит карандашом.
Зачеркните неправильно изображенную букву.
Послушайте и определите место буквы в слове (в начале, в середине или в конце слова она находится):
Болото, бор, зуб, зебра, рыбка, брат, столб, робот, дуб, лоб, рубль .
Игра «Продолжи словечко»:
— Ба… — Бо… — Бу… — Би… — Бы… — Бе…
VI. Закрепление знаний и способов действий:
Работа с азбукой
Чтение слогов, слов, предложений.
Выделение новой буквы в тексте.
Составление рассказа по иллюстрации.
Разгадывание ребуса.
Чтение рассказа Виталик и Бобик.
Ответьте на вопросы:
— Чем были заняты дети?
— Что в это время делал Виталик?
— Как звали собаку?
— С какого звука начинается кличка собаки?
— Какой буквой записывается?
— Удалось ли Виталику научить собаку читать?
Зрительная гимнастика.
VII. Рефлексивно – оценочный этап:
— Что нового узнали на уроке?
— Что особенно понравилось? Почему?
— Что вызвало затруднение? Почему?
— Какие знания, умения помогали нам сегодня на уроке?
— Покажите на буквенных веерах новую сегодня изученную букву (и незрячие).