Автор: Мурасова Рамзия Нурулловна
Фрагмент урока по теме: «Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.
Цель: формирование умения различать падежи и склонения.
Планируемые результаты: учащиеся будут формулировать выводы из изученного материала; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения; разовьют умения работать в паре.
Работа по теме
-Посмотрите на экран (СЛАЙД 1 )
Делу время ступенька.
Азбука — к мудрост….. потех… час.
— Как вы думаете, что вам предстоит делать? (Восстановить предложения, вставить пропущенные окончания)
— Восстановите предложения.
— Прочитайте предложения , которые у вас получились
Делу время, потех… час. ( СЛАЙД 2 )
Азбука – к мудрост…. ступенька.
— Какое определение в устном народном творчестве имеют эти предложения? (пословицы)
— Прочитайте первую пословицу. Как вы её понимаете? (Всему своё время. Отдавать делам больше времени, чем развлечениям).
— Прочитайте вторую пословицу.
-Как вы её понимаете? (Изучая азбуку, учимся читать , можем что-то новое узнать. Чтение помогает человеку получить образование. А образование наделяет человека знаниями, мудростью).
— Кто хочет дополнить?
— Какие теоретические знания вам понадобятся, чтобы записать эти пословицы? ( Знание падежей, типов склонения, правописание падежных окончаний).
— Что нужно вспомнить, чтобы правильно написать окончания существительных?
(Алгоритм написания безударных падежных окончаний существительных)
Алгоритм написания безударных падежных окончаний существительных. ( СЛАЙД 3 )
— Запишите пословицы :
1 вариант – первую
2 вариант – вторую.
— А теперь давайте проверим, какие окончания вы поставили.
( потехе – определяю падеж – чему? Д.п., ставлю в начальную форму – потеха, ж.р. – 1 скл.; сущ. 1 скл. В Д.п. имеют окончание — е )
Делу время, потехе (Д.п., 1 скл. ) час. ( СЛАЙД 4 )
— Кто согласен просигнальте зелёным цветом, кто нет – красным.
Следующее слово.
( к мудрости –определяю падеж – к чему? (Д.п.), ставлю в начальную форму — мудрость, ж.р. – 3 скл., сущ. 3 скл. В Д.п. имеют окончание – и )
Азбука — к мудрости ( Д.п., 3 скл.) ступенька. ( СЛАЙД 5 )
— Кто согласен просигнальте зелёным цветом, кто нет – красным.
— Исправьте ошибки по эталону, если они есть.
— А сейчас вы потренируетесь применять алгоритм написании безударных падежных окончаний существительных, работая в парах сменного состава.
— Ваша задача: вставить пропущенные окончания у существительных, определить падеж, склонение. Проверить друг друга, если ошибок нет поставьте на полях + ; если есть ошибки + — .
Ошибки исправьте.
— Если вы забыли правила работы в паре посмотрите на экран, вспомните.
Правила работы в парах (СЛАЙД 6 )
— Самостоятельная работа.
— Поднимите руку те, кто выполнил работу без ошибок.
— А теперь поднимите руку те, кто допустил ошибки.
— Как вы думаете на что вам нужно обратить внимание?
— Что вспомнить, повторить?
— Какие знания и умения совершенствовали на данном этапе урока? (знание падежей, умение определять типы склонения, умение применять алгоритм написания безударных падежных окончаний существительных)
Оцените свою работу на данном этапе урока. (СЛАЙД 7 )
— Если было приятно работать на уроке, на большинство вопросов знали ответы поднимите сигнальную карточку жёлтого цвета.
— Было трудно, но я старался искать ответы на вопросы поднимите красную карточку.