Урок развития связной речи в 6 классе.
Тема: Интерьер. Описание помещения школьного музея.
слайд 1
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: беседа с использованием презентации
Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран
слайд 2
Этапы урока:
организационный;
целеполагание;
актуализация;
беседа с классом;
обработка собранной информации;
составление плана;
словарная работа;
лексико-орфографическая подготовка;
самостоятельная работа;
подведения итогов;
домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Виды работ:
Наблюдение, беседа по вопросам, рассуждение, запись, составление плана, подбор материала по плану, рассказ по плану.
Ход урока:
слайд 3
«Каждое древо сильно своими кореньями, обруби их, и древо погибнет» — народная мудрость
Организационный момент.
Целеполагание.
Побывав на экскурсии в кино или в других интересных местах, мы обязательно дома делимся своими впечатлениями о том, что мы увидели и где побывали, рассказываем, о том, что узнали. И чаще всего свой рассказ мы начинаем с описания того места, где мы были.
Сегодня на уроке мы с вами будем систематизировать рабочие материалы к сочинению-описанию школьного музея казачьего быта, попутно знакомясь с обычаями и традициями донских казаков.
Актуализация.
С описанием предметов и животных вы уже познакомились еще в 5 классе. Совсем недавно мы учились с вами описывать помещение.
— Что значит описать помещение? /это значит описать интерьер, т.е. внутреннюю обстановку помещения: что и где находится/.
— Чем создается интерьер помещения? /стенами, украшениями интерьера, предметами быта, осветительными приборами, изделиями/.
— Модная сегодня профессия – дизайнер интерьеров. А что такое «интерьер»?
— Какие типы интерьера по назначению можно выделить?
/Жилой и общественный/
-На какие виды делится каждый из них? /Старинный и современный/
— Действительно. Интерьер может нам рассказать об эпохе, о культуре, о характере человека.
4. Беседа с классом
Перед проведением этого урока вы получили задание – посетить школьный музей казачьего быта. Вы должны были осмотреть помещение: его размеры, расположение окон, дверей , предметов казачьего быта и выяснить у экскурсовода для чего они были предназначены. А также узнать сведения о создании нашего музея.
— Ребята, вам предстоит описать музей. А что такое музей и для чего их создают?
слайд 4
/слово музей происходит от греческого museon – храм муз. Музей – это научно-исследовательское учреждение, предназначенное для сбора, хранения, изучения памятников истории и культуры/
— Какие виды музеев вы можете назвать? /исторические, технические, сельскохозяйственные, искусствоведческие, литературные, краеведческие и другие/.
— Как называются предметы, представленные в музее? /экспонаты/
— А кто из вас побывал в музеях?
— Кто в музее помогает рассматривать экспонаты?
— Сегодня на уроке экскурсоводами будут ваши одноклассники.
5. Обработка и систематизация собранной информации.
1 экскурсовод знакомит уч-ся с историей создания школьного музея
слайд 5
История создания школьного музея
В нашей школе 2002 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом казаков, поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.
2. Обстановка музея.
— Какие предметы вы увидели в музее? /мебель, посуду, портреты, орудия труда и т.п./
— Что из увиденного вызвало у вас наибольший интерес? О чем хотелось узнать подробнее?
— Мои помощники помогут мне сегодня рассказать вам историю некоторых музейных экспонатов.
2 экскурсовод слайд 6
Как бы они ни жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла. В нашем музее тоже есть такой угол. Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле окон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами. Иконы из святого угла по давнему обычаю снимали для благословения молодого воина на службу, для встречи его после окончания службы. Благодарили Бога за спасение сына. По божнице и между иконами висели в маленьких пучках засушенные травы и разные украшения из цветной бумаги и колосьев. Перед божницей, накрытой рушником, висела зажженная лампада.
— Что такое рушник?
Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.
3 экскурсовод слайд 7
При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или стряпная, где готовили и ели пищу
Что в хате казака называли матушкой, кормилицей? Конечно же печь!
В каждой хате была русская печь, она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.
Большая четырехугольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома стремившейся содержать ее в чистоте («всегда чисто вымазана»), а по возможности и украсить ее.
Около печи находились ухват, кочерга, лопата, на лавках — ваганы (долбленые корыта).
Ухват, рогач — род железных вил, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны. Обычно ухват стоит у печи «рогами» вниз. В народе считали, что если ухват поставить рогами вверх, то ведьма не сможет выйти из дома. Ухват выставляли на двор, чтобы предотвратить грозу, тучу, дождь, град. Стучали ухватом в потолок, на свадьбе клали под постель новобрачным. Переворачивали ухват при проводах в армию.
В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». И действительно, трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить пищу, даже не взяв в руки кочергу. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня по ленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. Проходит несколько секунд, и дымящееся поленце, придвинутое кочергой к печному костерку, уже горит ярким пламенем.
4 экскурсовод слайд 8
У казачки была необходимая утварь. Часть посуды молодая хозяйка приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда под рукой у хозяйки – глиняные макитры, кувшины, плошки разных размеров, чугунки, сковороды. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко, взвар, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб. Макитры использовали для хранения круп, в них замешивали тесто, укладывали пирожки и хлеб.
Демонстрация предмета посуды – дети называют его предназначение.
В чугунке варили картошку, кашу, щи.
В кувшин набирали и пили из него воду.
В глечике держали сметану, варенье, молоко.
В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
5 экскурсовод
Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол. Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.
— А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?
— Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.На обеденном столе казака самой почетной посудой была солоница. Соль ценилась дорого, ее берегли, она могла равняться разве что с хлебом. Что нашло отражение в ряде пословиц: «Хлеб-соль ешь, а правду-матку режь!», «Без соли и без хлеба худая беседа». Хлебом солью встречали самых почетных гостей. Она являлась знаком радушного приема. Поэтому солоницу старались украсить, сделать ее нарядной. В дальние походы казаки брали с собой солоницы, сплетенные из березового лыка или корня
— В казачьих куренях в 19 веке преобладающим становится комплекс женской одежды с юбкой и кофтой. Летом носили юбки из холста, зимой – из шерсти. Для пошива праздничных юбок использовали ткань: сатин, ситец, бархат, батист, кашемир. Юбки шили с большим количеством оборок по подолу, праздничную юбку украшали пуговицами, бисером, лентами, кружевами. Чтобы юбка выглядела пышной, казачка надевала под нее несколько нижних юбок, иногда по 4-5. Если юбка и кофта шились из одного и того же материла, такой костюм назывался «парочкой».
-Какая женская одежда представлена в нашем музее? Опишите ее.
— Совпадает ли количество букв и звуков в слове юбка? Почему? / В слове 4 б. и 5 зв., т.к. буква «ю» в начале слова имеет 2 звука – й-у/.
— Запишите слово «юбка» в транскрипции. Дайте устную характеристику согласным звукам. /1 ученик у доски – й у п к а. звук й – согл., мягк., зв.,; п,к – согл., глух.,тв./
— Ребята, кружево – одно из украшений одежды казачек. Обратите внимание на ударение слова.
КРУЖЕВО /КРУЖЕВА/
— Подберите к этому слову однокоренные слова (устно). /кружевце, кружевной, кружевоплетение/.
— А кто скажет, в чем особенность мужского казачьего костюма? /одежда казаков с 1801 года стала военной, синие шаровары отделывались красными лампасами/.
Лампас /лампасы/
слайд 9
6. Составление плана.
1. История создания музея и его название.
2. Местоположение музея в школе.
3. Обстановка (интерьер) музея. Расположение экспонатов.
— Ребята, на что сразу вы обратили внимание, когда вы зашли в музей?
— Что украшает стены музея?
— Что из казачьей мебели находится в музее?
— Назовите предметы домашней утвари в казачьем курене.
— Что у вас вызвало особый интерес в музее?
— А какое значение для нас имеет школьный музей? В чем его польза?
/Только в музее мы можем увидеть столько старинных предметов и документов. Мы своими глазами видим из чего ели и пили, вл что одевались, чем работали раньше донские казаки, в музее знакомимся с традициями и обычаями. Здесь имеем возможность прикоснуться к прошлому наших предков. И то, что у нас в школе действует краеведческий музей, учит нас серьезнее относиться к истории нашего края/.
— Именно поэтому 4-ый пункт нашего плана будет называться:
4. Важная роль музея (запишите план в тетрадь).
7. Словарная работа (проводится на протяжении всего урока).
слайд 10
8. Лексико-орфографическая подготовка.
Составьте и запишите словосочетания «прил.+сущ.», которые можно использовать в описании /краеведческий музей, глиняная посуда, казачья утварь, музейные экспонаты, плетеные корзины, Донской край, нарядная солоница, красные лампасы, керамическая посуда, лоскутное покрывало и т.п./.
слайд 11
Составьте краткий словарь устаревших слов /диалектных/, прозвучавших на уроке и запишите их.
Шаровары – предмет одежды казака.
Лампасы – полоска ткани на шароварах.
Махотка – глиняный горшок.
Сапетка – плетеная корзина без ручек.
Чакан – камыш.
слайд 12
Подберите слова, которые вы будете использовать для обозначения расположения предметов. /посредине, вверху, внизу, слева, справа, у стены, в углу, возле двери и т.д./
слайд 13
9.Творческая работа.
— создайте небольшое описание какого-либо экспоната музея, используя рабочие материалы сегодняшнего урока. /несколько работ зачитываются/
— Это описание вы можете включить в сочинение.
слайд 14
10. Подведение итогов
— Чему научились на уроке? Что нового мы узнали сегодня?
— К каким результатам мы пришли? (описали музей, собрали материал, подготовились к сочинению).
(Выставление оценок и их комментирование)
слайд 15
11. Задание на дом.
Сочинение –описание школьного музея.
8