ТЕМА УРОКА «СМЫСЛОВЫЕ РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ»
Баташова Людмила Александровна, учитель русского языка и
литературы
Разделы: преподавание русского языка
Цели:
Предметные: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; сформировать умение определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе. Создавать текст-рассуждение, включая в него разные разряды наречий
Регулятивные: развитие мыслительной активности; развитие навыков контроля и самоконтроля; коррекция познавательной деятельности, внимания; развитие связной устной и письменной речи, обогащение словаря учащихся.
Личностные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду. Создавать условия для размышления над нравственной ценностью красоты русской природы.
ЭПИГРАФ
Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его.
И вам откроется мир безграничных радостей.
Ибо безграничны сокровища русского языка.
Д. Луговской
Оборудование: Дорожная карта урока, «индивидуальный маршрут» урока, репродукции картин: К.Ф. Юон «Русская зима. Лигачёво», «Конец зимы. Полдень», Е. Волков «Золотая осень», Б. Щербаков «Июнь в Подмосковье», Н. Крылов «Зимний день». Текст сочинения-описания картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво», карточки, классическая музыка Вивальди «Времена года».
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫй МОМЕНТ. (1мин.)
2. Вступительное слово учителя. (3 мин.)
– Здравствуйте! Садитесь. Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку.
— Кому принадлежат эти слова? О чём идёт речь?
— Найдите наречия и слова, к которым они относятся. (Относитесь (как?) бережно, любовно; любите (как?) страстно).
-Учитель: Любить можно маму, папу, родных, друзей, игру, но можно ли любить наречие? С ответом не торопитесь. Лучше послушайте, что сказал о наречиях русский писатель М. Горький: « Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Давайте и мы попробуем узнать больше об этой удивительной части речи, а может быть и полюбить её.
— Расскажите, что вы знаете о наречии как о части речи?
3. МОТИВАЦИЯ (2 мин.)
— Давайте войдём в царство наречий, проведём небольшое исследование и выясним, какова же роль наречий нашей речи? Зачем и для чего мы изучаем эту часть речи? Вначале обратимся к конкретным ситуациям. У меня к вам необычный вопрос.
— Скажите, как бегает олень? (Быстро)
— Но и слон тоже бегает быстро. Какая разница?
— К слову «быстро» подберите соответствующие наречия. (Олень бежит (как?) стремительно, гордо, легко, красиво…); (Слон бежит (как?) грузно, тяжело, грозно…)
— К какому выводу вы пришли? ( Подбор наречий-синонимов зависит от конкретного содержания).
— Теперь, ребята, ответьте мне на вопрос, как вы учитесь?
Как вы учитесь? |
— Ребята, кто скажет, зачем мы изучаем наречия? (Наречия делают речь точной, четкой, конкретной, выразительной, динамичной).
Вывод: Наречие – это самая непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может с вами обойтись коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача сегодня на основе наблюдений делать выводы, распределять слова по разрядам, развивать умение употреблять наречия в речи, подбирать к ним синонимы и антонимы.
4. Работа с текстом. (7 мин.)
Актуализация материала.
— Прочитайте текст.
— Выпишите наречия вместе со словами, к которым они относятся, поставьте вопросы к наречиям.
— Определите вид связи словосочетаний.
ЗИМА
Ночью в город пришла кудесница-зима. Утром лучики зимнего солнца бережно коснулись земли, покрытой жемчужным покрывалом. Всё вокруг сияет ослепительной красотой. Вдали чуть-чуть виднеется лес, одетый в белоснежную узорчатую шаль.
Лыжники смело прокладывают путь по нетронутому снегу. Для них это очень интересный и удивительный поход. Придут они домой, выпьют кофе по-турецки.
Пришла (когда?) ночью – обстоятельство места
Коснулись (когда?) утром – обстоятельство времени
Коснулись (как? каким образом?) бережно – обстоятельство образа и способа
действия
Засияло (где?) вокруг — обстоятельство места
Виднеется (где?) вдали — обстоятельство места
Виднеется (как?) чуть-чуть — обстоятельство образа и способа действия
Прокладывает (как?) смело – обстоятельство образ действия
Интересный (в какой степени) очень – обстоятельство меры и степени
Кофе (какой?) по-турецки — определение
Итог:
— Что же обозначают смысловые наречия?
Начните своё сообщение словами: По значению все наречия делятся на группы…
5. Работа с учебником. (5 мин.)
Стр.8. Рассмотрите таблицу самостоятельно.
— С какими ещё разрядами по значению наречий мы не познакомились? Назовите их и приведите примеры.
6. Здоровьесберегающий момент (2 мин.)
Задача. Выполняя упражнения, посчитайте, сколько наречий здесь встретилось. Назовите их.
Консультант проводит разминку.
ФИЗМИНУТКА
— Выполним упражнения, посчитаем, сколько наречий здесь встретилось. (7)
Руки вверх – потянулись.
Руки вниз – улыбнулись.
Шаг вперёд, шаг назад,
Влево, вправо повернулись.
Хлопнули в ладоши
И тихонько сели.
6. Закрепление нового материала по «дорожной карте» и «индивидуальным маршрутам» учащегося. (20 мин.)
— Раздать карточки с правом выбора заданий.
Работы выполняются по пяти этапам в тетрадях каждым учеником.
Каждый ученик получает «Дорожную карту» урока, выбирает свой «Индивидуальный маршрут». Результаты работы учащийся самостоятельно оценивает по балльной системе.
«ДОРОЖНАЯ КАРТА» УРОКА
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | итого | |
Виды заданий
уровень заданий
| Списать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть наречия, указать их разряды. | Списать предложение, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть наречия, указать их разряды. | Списать предложения, на месте точек вставить наречия, выписать словосочетания (примыкания) | Списать словосочетания, заменив их прил. + сущ. на гл. во 2-м л. ед.ч. + нар. | Творческая работа | Сумма баллов, которую можно получить |
Группа А (высокий уровень – «5») | Карточка 1 5 баллов | Карточка 4 5 баллов | Карточка 7 5 баллов | Карточка 10 5 баллов | Сочинение 1 5 баллов | 23 — 25 баллов |
Группа Б (повышенный уровень — «4» | Карточка 2. 4 балла | Карточка 5 4 балла | Каточка 8 4 балла | Карточка 11 4 балла | Сочинение 2 4 балла | 18 — 22 баллов |
Группа В (базовый уровень – «3» | Карточка 3 3 балла | Карточка 6 3 балла | Карточка 9 3 балла | Карточка 12 3 балла | Сочинение 3 3 балла | 13 — 17 баллов |
Каждая ошибка, орфографическая или пунктуационная, снимает 0,5 балла |
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ» УРОКА
Ф.И. ученика______________________________________________
2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап |
| итог | |
Списать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть наречия, указать их разряды. | Списать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть наречия, указать их разряды. | Списать предложения, на месте точек вставить наречия, выписать словосочетания (примыкания) | Списать словосочетания, заменив их прил. + сущ. на гл. во 2-м л. ед. ч. + нар | Творческая работа | бонусы | Сумма баллов, которую можно получи |
Карточка № | Карточка № | Карточка № | Карточка № | сочинение | ошибки | Реально получил |
Каждая ошибка, орфографическая или пунктуационная, снимает 0,5 балла |
|
Раздаточный материал
Карточка №1 (А)
— Списать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть наречия, указать их синтаксическую роль в предложении и их смысловые разряды.
Константин Фёдорович Юон замечательный русский художник глубоко чувствующий зорко видящий свободно мыслящий преданно любящий свою Родину свой родной край.
Сочинение №1 (А). Написать сочинение-миниатюру по понравившейся репродукции, употребляя наречия. Подчеркнуть их и обозначить разряд.
Карточка №2 (Б)
— Списать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть наречия, указать их разряды.
Дотронешься до ветки а она прогнётся с неё медленно посыплется мягкий пушистый снег. Ветка вернётся на своё место и снова будет тихо а деревья продолжат сладко спать в ожидании весны.
Сочинение 2 (Б). Составить текст по понравившейся репродукции, употребляя наречия, определив их разряд.
Карточка № 3 (В)
— Списать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть наречия, указать их разряды.
Внимательно всматриваешься в картину К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» и искренне любуешься сельскими озорными ребятишками жемчужным снегом. Кругом стоит тишина а деревья продолжат сладко спать в ожидании весны.
Сочинение 3(В). Составить 5 предложений на тему «В наш город пришла зима», употребляя наречия. Определить их разряд.
Карточка №4 (А)
— Списать предложение, вставить орфограммы, расставить знаки препинания, подчеркнуть наречия, указать их разряды.
Снег п…крывает вокруг всё деревья дорогу дома виднеющиеся вдали. Рядом с дорогой стоят высокие деревья укутан…ые белоснежной шалью. По заснеже…ной дорог… бежит с…бака и зал…вист… ла…т путаясь под ногами ребят.
Сочинение №1 (А). Написать сочинение-миниатюру по понравившейся репродукции, употребляя наречия. Подчеркнуть их и обозначить разряд.
Карточка №5(Б)
— Списать предложение, вставить орфограммы, расставить знаки препинания, подчеркнуть наречия, указать их разряды.
Оз…рная детвора искрен…е любу…тся зимой-волшебницей. Рядом с ребятами бежит с…бака и заливист… лает путаясь под ногами.
Художник изумит…льно схватыва…т и живо передаёт сп…койную в…личавость сельской мес…ности.
Сочинение 2 (Б). Составить текст по понравившейся репродукции, употребляя наречия, определив их разряд.
Карточка№6 (В)
— Списать предложение, вставить орфограммы, расставить знаки препинания, подчеркнуть наречия, указать их разряды.
Художник чётк… и чутк… описал свои вп…ч…тления в картине «Рус…кая зима. Лигачёво». Ночью без…вучно выпал пушистый белый снег и бережно и спокойно п…крыл землю деревья св…ей узорчатой шалью.
Сочинение 3(В). Составить 5 предложений на тему «В наш город пришла зима», употребляя наречия. Определить их разряд.
Карточка № 7 (А)
— Списать предложения, на месте точек вставить наречия, выписать словосочетания (примыкания).
Кажется, если … дотронешься до ветки, то она … прогнётся, с неё … посыплется мягкий снег, но … же ветка вернётся на своё место, и … будет …, а деревья продолжат … спать в ожидании весны.
Сочинение №1 (А). Написать сочинение-миниатюру по понравившейся репродукции, употребляя наречия. Подчеркнуть их и обозначить разряд.
Карточка № 8
Списать предложения, на месте точек вставить наречия, выписать словосочетания (примыкания).
Константин Фёдоровича Юон – человек, …чувствующий, … видящий, …мыслящий, …любящий свою Родину, свой родной край.
Сочинение 2 (Б). Составить текст по понравившейся репродукции, употребляя наречия, определив их разряд.
Карточка № 9
Списать предложения, на месте точек вставить наречия, выписать словосочетания (примыкания).
Константин Фёдоровича Юон – человек, …чувствующий, … видящий, …мыслящий, …любящий свою Родину, свой родной край.
Сочинение 2 (Б). Составить текст по понравившейся репродукции, употребляя наречия, определив их разряд.
Карточка №10 (А)
— Списать словосочетания, заменив их прил. + сущ. на гл. + нар.
Бе…совестное заявление —
Бе…корыстная помощь-
Бе…пр…рывная ссора–
Бе…следное исчезновение —
Бе…пр…пятственнное проникновение-
Бе…пр…кословное выполнение.
Сочинение №1 (А). Написать сочинение-миниатюру по понравившейся репродукции, употребляя наречия. Подчеркнуть их и обозначить разряд.
Карточка №11 (Б)
— Списать словосочетания, заменив их прил. + сущ. на гл. + нар
Бе…сердечный поступок —
Бе…совестное поведение —
Бе…корыстная помощь —
Бе…пр…рывная ссора–
Бе…следное исчезновение —
Бе…пр…кословное выполнение
Сочинение 2 (Б). Составить текст по понравившейся репродукции, употребляя наречия, определив их разряд.
Карточка №12 (В)
— Списать словосочетания, заменив их прил. + сущ. на гл. во 2-м л. ед. ч. + нар.
на гл. во 2 л ед. ч. + нар.
Бе… корыстный поступок
Бе…совестное решение
Бе…пр…рывная ссора–
Бе…следное исчезновение —
Сочинение 3(В). Составить 5 предложений на тему «В наш город пришла зима», употребляя наречия. Определить их разряд.
7. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Учитель. Ребята, я уверена, у каждого из вас есть любимое время года. Надеюсь, что вы найдёте выразительные слова-наречия, чтобы подчеркнуть красоту природы. Предлагаю на пятом этапе нашего урока непростую, но интересную творческую задачу. На доске вы видите репродукции картин русских художников. Выберите одну из понравившихся репродукций, всмотритесь в неё, найдите в ней искусство доброго понимания мира и окружающих людей и напишите творческую работу в соответствии с уровнем выбора сложности. Успехов.
Семиклассники пишут свои работы под звуки классической музыки Вивальди «Времена года».
Сочинение №1 (А). Написать сочинение-миниатюру по понравившейся репродукции, употребляя наречия. Подчеркнуть их и обозначить разряд.
Сочинение 2 (Б). Составить текст по понравившейся репродукции, употребляя наречия, определив их разряд.
Сочинение 3(В). Составить 5 предложений на тему «В наш город пришла зима», употребляя наречия. Определить их разряд.
Итог. После завершения работы учащиеся в тетради вкладывают свои индивидуальные маршруты и сдают тетради на проверку.
8. МОНИТОРИНГ
Анализ сданных семиклассниками индивидуальных маршрутных листов помогает увидеть, как на протяжении урока складывалась познавательная деятельность каждого ученика.
9. ИТОГ УРОКА (2мин.)
— С какими смысловыми группами наречий познакомились?
— Как определить, к какой смысловой группе относится наречие?
— О чём говорят наречия?
— Давайте ещё раз прочитаем эпиграф урока.
Изменилось ли ваше отношение к высказыванию? Да. Нет. Почему?
— Так зачем мы изучаем наречия?
РЕФЛЕКСИЯ. (2мин.)
Используется методика незаконченного предложения.
Самым полезным и интересным для меня было…
Скажи комплимент изученной теме…
С настроением хорошим. Все понял(а), работал(а) активно, настроение отличное.
Все понял(а), но активно не работал(а), настроение хорошее.
Присутствовал(а) на уроке, настроение могло быть лучше.
Д/З (1мин.)
Параграф 15, стр.8
Упр. 503, 504.