Конспект урока на тему «Cложные предложения с использованием регионального компонента»

Урок русского языка по теме: » Cложные предложения с использованием регионального компонента».

М.Ж. Торгаева, учитель русского языка

и литературы

средней школы имени Маяковского,

села Калбатау

Жарминского района

Восточно – Казахстанской области.



Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: исследование языкового материала с применением нетрадиционных информационных технологий.

Тема: “Виды сложных предложений”.

Лексическая тема урока: Олжас Сулейменов.

Цели:

  • совершенствовать знания учащихся о типах сложных предложений и умения определять виды придаточных предложений;

  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий;

  • воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю и самопостижению.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;

  • стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;

  • по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Оборудование: индивидуальные компьютеры, таблица “Виды придаточных предложений”, электронные тесты: “Определение видов придаточных предложений”, “Смысловая и композиционная целостность текста”, оценочные листы, звездочки для игры «Аукцион».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.).

Чтение отрывка из поэмы Олжаса Сулейменова «Земля поклонись человеку»

II. Постановка темы и целей урока.

Мотивация учащихся (0,5 мин).

Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:

— повторить виды СП и виды придаточных предложений

— усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения на основе 4 уровней:

1 уровень – ученический (актуализация опорных знаний)

2 уровень – алгоритмический (составление Диаграммы Венна. Составление кластера)

3 уровень – эвристический (нахождение в тексте сложных предложений, определение вида придаточного)

4 уровень – творческий (написать мини – сочинение)

— заполнение кластера «ЗХУ»

Знаю

Хочу знать

Узнал













    • У нас есть спикеры команды А и команды Б. Их задача объективно оценивать ответы учащихся и заносить в оценочный бланк. При выполнении групповой работы учащихся также ответы заносятся в бланк.

  1. Игра «Аукцион».

Начиная с этой игры мы реализуем с вами первый уровень нашего урока «ученический».

IV . Чтение текста «Слово об Олжасе» ( по электронному учебнику)

Задание1.

Определите верные и неверные высказывания:

1. По образованию Олжас геолог – нефтяник

2. Геологи, строители, нефтяники, археологи,

приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху.

3. Олжас с готовностью подскажет идею, выступит, где следует, арбитром.

4. Поэт не поражал cлушателей на встречах своей эрудицией.

5. У Олжаса нет особой способности раскладывать информацию по полочкам.

6. Прочитанные книги, встречи с выдающимися современниками

помогают Олжасу выстраивать

в систему всю информацию.

7. Олжас не из тех редких людей, про которых говорят: «Пришел, увидел, победил».

8. Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана.

9. Олжас создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!».

10. Олжас пишет на казахском языке.

Задание 2.

Дополните предложения в соответствии с текстом:

Он с готовностью выступит, где следует, …

Кинодеятели приходят к Олжасу, как товарищи …

Все не раз поражались Олжасовской …

Наступает момент, когда информация переполняет его …

Поэты расступились, освобождая законное место … из Казахстана.

Задание 3: Озвучьте рисунки в соответствии с текстом.

Задание 4. (текст перед глазами). Найдите сложные предложения. Определите виды сложных предложений. Для этого мы должны провести следующую работу:

V . Мы переходим ко второму уровню нашего урока «алгоритмическому».

Задание для группы А:

    • Сотавить Диаграмму Венна. Сходства и различия между ССП и СПП








Задание для группы Б:



Составить кластер (выделить признаки СПП)








СПП






Задание для группы А:

Перед нами третий уровень нашего урока «эвристический».

Найдите в тексте СПП с придаточными определительными и ССП.



Задание для группы Б:


Найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными


Выпишите их в тетрадь, нарисуйте схемы предложений (схемы предложений учащиеся рисуют на интерактивной доске)


VI . Поговорим 1,2. (по электронному учебнику)

VII. Учитель:

Кто из писателей Казахстана также как и Олжас Сулейменов закончил Геолого-разведочный факультет, но больше проявлял себя в литературе?

— Конечно, наш поэт Восточно – Казахстанской области, М.И.Чистяков.

Показ слайдов:

1.Портрет

Рассказ учащихся:

Родился в 1917году.

В 1934 году поступил на геолого – разведочный факультет, в 1950 году окончил Семипалатинский педагогический институт. С 1965года – литературный консультант в областной газете «Рудный Алтай».

Награжден медалями СССР и Почетной грамотой Верховного Совета Каз.ССР.

/Справочник Писатели Казахстана/ Сост. Ауэзов М., А., 1982 год.

/Музей. Материалы «Писатели Казахстана»/

Задание на интерактивной доске:

Определите виды сложных предложений в его стихах.



1) Механики, шоферы, трактористы,

Они пришли со всех концов страны,

Чтоб степь шумела хлебом колосисто

На неоглядном море целины.

«Палатка». 1984год.

2) Хорошо мне сидеть у родного огня,

Что когда-то, давно, ты зажгла для меня.

Он не гаснет. Он светит мне в холод и тьму.

И за то я всю жизнь благодарен тебе.

«Хорошо мне сидеть у родного огня». 1984г.

3) Я не убит.

Я выжил, уцелел.

Хочу, чтоб смерть его не зацепила,

Чтоб вражеский осколок не задел

И пуля мимо сердца проскочила.

«Солдатская совесть» 1944г.

VII. Ребята, закончите заполнение кластера графу «узнал».

VIII. Переходим к творческому уровню.

    • Какие виды сочинений вы знаете?

(повествоваение, рассуждение, описание).

    • напишите 2-3 предложения на один из перечисленных видов сочинения по теме урока.

IХ. Итог урока.

Х. Спикеры команд комментируют оценки, выставленные за урок.






Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Интерьер. Описание помещения школьного музея"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: