Конспект урока для 3 класса «Роль прилагательного в предложении. Определение»

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Цели урока:

  1. Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.

  2. Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.

  3. Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.

Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Эмоциональный настрой.

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер — ласковый прохожий.

А ко мне в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и играют,

и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

будет длиться весь урок.

Скажем нет, друзья безделью,

пусть урок нам будет в прок!


«Вы — талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

— Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.



  1. Проверка домашнего задания.

Определение имени прилагательного.

-Отгадай часть речи:

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов легко определю я!


— что вы знаете об имени прилагательном?

— Поделитесь своими знаниями с нами!

(уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:

на какие вопросы отвечает, что обозначает,

какой речью является, как изменяется.

С чем согласуется, какую роль играет в речи).

План ответа (слайд 6)

— Что называется именем прилагательным?

— Как изменяются имена прилагательные?

— В речи употребляются…. ( прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)

— определение.

Обобщение: ( слайд 7)

  • Самостоятельная часть речи.

  • Обозначает признак предмета.

  • Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?


  1. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

1 группа «Зима» — выпишите прилагательные по группам:

м. р., ж. р. с. р.

белый зелёная холодное

пушистый нежная жёлтое

первый маленькая яркое

мн. число: высокие, мягкие

2 группа Весна» — подбери антонимы

Белый – чёрный

Кривой – прямой

Длинный – короткий

Горячий – холодный

Толстый – худой (тонкий)

Мягкий – твёрдый

Сытый – голодный

3 группа «Лето» — замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами


4 группа «Осень» — «собери» предложение, нарисуй рисунок.

На крыше избушки лежало много пушистого снега.


Физминутка

«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

— Закройте глазки и представьте себе ,что нос стал длинным.

— Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?

(цвет тепла, радости, спокойствия..)

« Далеко — близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).

— Быстро глазками отыскать предмет .

(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта ,потолок ,ручка)

Дыхательная гимнастика.

— На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох ,

на 1, 2, 3, 4 — остановить дыхание,

1 ,2, 3, 4 — медленный выдох.


  1. Работа по теме урока.

  1. Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16 )

  2. Минутка чистописания

  3. Словарная работа « Загадки»

— ответы записываем в тетрадь ( запись на доске )


*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)

*На грядке длинный зелёный, а в кадке желтый соленый. (огурец)

*В сенокос горька ,а в мороз сладка. Что за ягодка? ( рябина)

*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. ( земляника )

*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. ( берёза )

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. ( баран )

*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. ( корова )

*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. ( воробей )

*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза )

*Пушистая вата плывет куда-то. (облако )

*Сам деревянный, а голова железная. ( молоток )


— Проверь себя: (слайд 30)

4. Знакомство с новой темой урока:

Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)

Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!


— вставь пропущенные имена прилагательные;

— определи падеж прилагательных;

— 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)

-Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета!

-как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

-определим, каким членом предложения являются прилагательные.

— Какие у вас есть предположения?


— нам известно:

(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,

сказуемое – это глагол – что делает?)

— прилагательные являются второстепенными членами предложения.


Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.

5.Чтение правила на стр. 132


  1. Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.

Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;

знак — , если с утверждением не согласны; )




1

2

3

4

5

6

7


8

9

10

да



+

+



+


+

+

+

нет










1. имя прилагательное – это часть слова;

2. имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;

3. имя прилагательное обозначает признак предмета;

4. имя прилагательное изменяется по родам;

5. имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;

6. имя прилагательное не изменяется по числам;

7. имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;

8. имя прилагательное в предложении является второстепенным членом — определением;

9. имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, — ой, — ий;

10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, — яя;

Взаимопроверка


VI. Подведение итогов урока.

О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?

— Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

— Как имя прилагательное обозначается в предложении?

Рефлексия.

— Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. ( хлопаем)

Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)



-я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!

VII. Оценки за урок с комментированием.

VIII. Домашнее задание.


















Свежие документы:  Конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Имя числительное" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: