Урок. Вид глагола
Цель: дать понятие о видах глагола; научить, правильно определять виды глагола.
I. Актуализация опорных знаний.
Записать пословицы. Раскрыть их смысл. Назвать возвратные глаголы.
1. Где песня поется, там счастливо живется. 2. Без ветра и трава не колышется. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться,
П. Объяснение нового материала.
Работа по учебнику:
III. Закрепление нового материала.
1. К данным глаголам подобрать антонимы противоположного вида.
Закрыть, отъезжайте, перегонишь, люблю, волнуйся, поднялись, уйдут, не кладите, поймайте.
Слова для справок: открывать, приедете, не <?о гоняешь, возненавижу, успокойся, опускались, приходят, возьмите, ловите.
2. Образовать глаголы несовершенного вида. С; выделенными глаголами составить предложения.
Вычитать, рассказать, разрисовать, обклеить, набросить, наладить, приспособить.
4. Записать текст под диктовку. Определить вид глаголов.
Из-за лесной гористой кромки выплыл багровый контур солнца. Посветлел, сбросил пелену тумана и раскалился. Щедрые потоки тепла и света хлынули в дремлющую тайгу. Нити солнечных лучей пронизали тонкую хвою лиственниц. Туман заколебался и растаял. : , .
(По Т. Дремовой.)
5. Списать, выбирая из заключенных в скобки глаголов подходящий по смыслу. Объяснить свой выбор.
■ В гестапо (привели, приводили) девочку. Фашистский офицер (приготовился, приготавливался) к допросу. (Клал, положил) револьвер па стол, (потягивался, потянулся) за сигаретами, а юная разведчица, схватив со стола револьвер, (выстреливала, выстрелила) в него и (выпрыгивала, выпрыгнула) в окно.
(Из журнала.)
IV. Систематизация и обобщение.
1. Какие виды имеет глагол? 2. Как связаны категории вида и времени?
V. Домашнее задание: