Обобщающий урок по теме » Имя прилагательное».
Класс – 5
Дата проведения – 09.02.2015г.
Учитель – Куртдеде З.И.
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать изученное об имени прилагательном, работать над закреплением изученных орфограмм в теме.
Задачи:
1.Формировать умение грамотно и правильно писать числительные.
2.Развивать связную устную и письменную речь учащихся.
3.Воспитывать любовь к родному языку, поощрять интерес к новым знаниям.
Оборудование:
учебник русского языка для 5 класса (авторы: Рыбченкова Л.М.., Александрова О.М..), раздаточный материал.
Тип урока: урок обобщения и применения знания
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А.С.Пушкин)
Ход урока
I.Орг.момент.
Здравствуйте, ребята!Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с замечательного стихотворения. Называется оно «Сказка про краски.»
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне ,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым – презеленым полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея , птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет!
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
Скажите , ребята, а чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом помогает?
II.Сообщение темы и цели урока.
Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи- имени прилагательном. Все к чему прикасается прилагательное, преображается удивительным образом. Мы должны повторить все, что знаем об этой части речи, морфологические и синтаксические признаки, выяснить роль прилагательных в речи.
III.Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Экспресс – опрос(«Микрофон»)
— Прилагательное – это …
-Какой частью речи является имя прилагательное?
-Прилагательные изменяются …
-Как определить род прилагательного во множественном числе
-Как проверить безударное окончание прилагательного
-Каким членом предложения является прилагательное
-На какие группы делятся прилагательные?
2. Работа с эпиграфом. На доске записан эпиграф :
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. (А.С.Пушкин)
-Кому принадлежат эти строчки?
-О каком времени года идет речь?
-Найдите грамматическую основу.
-Прочитайте существительное с тем словом, с которым оно связано лексически и грамматически.
-Определим род, число, падеж
— Как вы считаете, почему Пушкин называет весну утром года?
3.Работа в парах.
Составьте словосочетания «прил.+ сущ.», выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, обозначьте окончания, укажите род и падеж в словосочетании.
Ландышем ( чудесным, черным); грачом ( первым, белым); облаками (нежными, зелеными); солнцем (жгучим, колючим); о листочках (молодых, старых); ручейки (веселые, горячие); капелькой (звонкой, огромной); из-за туч (тёмных, ярких); в пламени (жёлтом, тёмном).
Составьте с одним из полученных словосочетаний простое предложение.
4.Расспределительный диктант на правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Первый ряд- записывают прилагательные с О в суффиксе;
Второй ряд- прилагательные с Е в суффиксе.
Ежовый, лицевой, дворцовый, пищевой, ситцевый, камышовый, ключевой, большого, чужой, ножевой.(проверка)
5.Распределите слова на группы (полные и краткие)
Красивая, богаты, важные, умен, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, интересно, важны.
(Проверка)
Вывод: что мы знаем о кратких прилагательных? (после шипящих в м.р.не пишем Ь)
Физминутка (Звучит спокойная мелодия)
Мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём.
Закройте глаза, представьте, что вы лежите на лесной поляне. Вокруг вас молодая зелёная травка, на деревьях распускаются листочки. Лёгкий тёплый ветерок теребит волосы. Пахнет весною. Вам спокойно, тепло, вы ни о чем не думаете. Чувство радости, удовольствия. Над головой голубое-голубое небо. Теплое весеннее солнышко ярко светит вам в лицо, радует вас чудесным настроением. Слышится журчание лесного ручейка. Вы спокойны, уверены в себе. Пахнет весной, молодой травкой, землёй, которая готовится к обновлению и новой жизни.
Отдохнули, теперь давайте продолжим с новыми силами.
6.Сейчас давайте повторим правописание НЕ с именами прилагательными.
Работаем в парах.
1ряд-записывает те прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно.
2ряд- записывает те прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно.
Недобрый взгляд; непрерывный шум; ничуть не интересный маршрут; неопытный юноша; не широкая, а глубокая; невзрачный вид; не мягкий, а жесткий диван; небрежный почерк; не густая, а редкая трава.
(проверили, закрепили )
7. Работа у доски.
Вспомним о синтаксической роли прилагательных в предложении
К доске пойдет________________
а ) Весна – самое прекрасное время года. (обозначает признак (какое?), имеет род, число, падеж. Полное прилаг. является в предложении определение)
б ) Весна прекрасна во всех своих проявлениях.(обозначает признак какова? Имеет число, род. Краткое прилагательное является сказуемым.)
Вывод: т.о. , прилагательные в предложении могут выступать в роли определения и сказуемого.
8.Поэтическая минутка
Давайте попробуем досочинить строчки стихотворения.
На дворе звенит ….. (капель)
Солнце греет целый …..(день)
От жары я прячусь в …..(тень)
Ребята, можно ли имя прилагательное вообразить солнышком в морфологии?
А почему? (потому что оно как солнце – к чему не прикоснется, все преображается, расцветает. )…цепляем на доску солнышко.
А чего не хватает нашему солнышку? (лучиков)
Пусть лучиками нашего солнца- прилагательного будут его морфологические признаки.
Вы называете их, а я буду крепить.
IV.Домашнее задание.
Составить диктант на изученные орфограммы.
1ряд-словарный
2ряд-из словосочетаний.
Оценивание.
Рефлексия.
Вот и закончился наш урок
Ребята, у вас на партах лежат смайлики.
Если вы сегодня довольны своей работой, то прикрепите веселый смайлик.
Если остались вопросы, над которыми стоит подумать-грустный смайлик.
Молодцы, ребята! Спасибо за вашу активную работу. Урок окончен, досвидания.
Составьте словосочетания «прил.+ сущ.», выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, обозначьте окончания, укажите род и падеж в словосочетании.
Ландышем ( чудесным, черным); грачом ( первым, белым); облаками (нежными, зелеными )
Составьте с одним из полученных словосочетаний простое предложение.
_________________________________________________________________
Составьте словосочетания «прил.+ сущ.», выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, обозначьте окончания, укажите род и падеж в словосочетании.
Солнцем (жгучим, колючим); о листочках (молодых, старых); ручейки (веселые, горячие )
Составьте с одним из полученных словосочетаний простое предложение
_________________________________________________________________
Составьте словосочетания «прил.+ сущ.», выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, обозначьте окончания, укажите род и падеж в словосочетании.
Капелькой (звонкой, огромной); из-за туч (тёмных, ярких); в пламени (жёлтом, тёмном).
Составьте с одним из полученных словосочетаний простое предложение
________________________________________________________________
Составьте словосочетания «прил.+ сущ.», выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, обозначьте окончания, укажите род и падеж в словосочетании.
Подснежником ( первым, черным); травка ( зелёная, сухая); о небе (голубом, красном)
Составьте с одним из полученных словосочетаний простое предложение
_______________________________________________________________
Первый ряд- записывают прилагательные с О в суффиксе
Ежовый, лицевой, дворцовый, пищевой, ситцевый, камышовый, ключевой, большого, чужой, ножевой.
Второй ряд- прилагательные с Е в суффиксе
Ежовый, лицевой, дворцовый, пищевой, ситцевый, камышовый, ключевой, большого, чужой, ножевой.
____________________________________________________________________________
Распределите слова на группы (полные и краткие)
Красивая, богаты, важные, умен, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, интересно, важны.
________________________________________________________________
Распределите слова на группы (полные и краткие)
Красивая, богаты, важные, умен, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, интересно, важны.
__________________________________________________________________
1ряд-записывает те прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно.
(Не)добрый взгляд; (не)прерывный шум; ничуть (не) интересный маршрут; (не)опытный юноша;( не) широкая, а глубокая; (не)взрачный вид;( не) мягкий, а жесткий диван; (не)брежный почерк; (не) густая, а редкая трава.
__________________________________________________________________
2ряд- записывает те прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно.
(Не)добрый взгляд; (не)прерывный шум; ничуть (не) интересный маршрут; (не)опытный юноша;( не) широкая, а глубокая; (не)взрачный вид;( не) мягкий, а жесткий диван; (не)брежный почерк; (не) густая, а редкая трава.
_________________________________________________________________
1ряд-записывает те прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно.
(Не)добрый взгляд; (не)прерывный шум; ничуть (не) интересный маршрут; (не)опытный юноша;( не) широкая, а глубокая; (не)взрачный вид;( не) мягкий, а жесткий диван; (не)брежный почерк; (не) густая, а редкая трава.
__________________________________________________________________
2ряд- записывает те прилагательные , которые с НЕ пишутся слитно.
(НЕ)добрый взгляд; (не)прерывный шум; ничуть (не) интересный маршрут; (не)опытный юноша;( не) широкая, а глубокая; (не)взрачный вид;( не) мягкий, а жесткий диван; (не)брежный почерк; (не) густая, а редкая трава.