Конспект открытого урока русского языка в 11 классе.
Тема. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
Цель урока: повторение сведений о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Задачи урока:
Обучающие:
углубить знания о сложноподчинённом предложении;
повторить понятия параллельное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова;
учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.
Развивающие:
совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;
развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: урок повторения.
Ход урока
I. Организация
II. Актуализация прежних знаний (цифровой диктант) + частичная проверка домашнего задания
Цель:
— Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное — вспомним и повторим материал о сложных синтаксических конструкциях, а именно, предложения с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ЕГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание В4, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённому типу подчинения. Поэтому сегодняшний урок будет направлен именно на отработку этого умения..
Проверка домашнего задания:
— Дома вы тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, а также в определении их грамматической основы (упр. 407 (II)). Как это у вас получилось, я проверю. Помимо этого, нужно было произвести полный разбор … предложения. Это я проверю на оценку.
2 человека у доски выполняют разбор предложения: первый – разбор предложения как сложного, второй – разбор простых в составе сложного.
Цифровой диктант:
— В это время остальные работают со мной. Вспомним некоторые сведения, касающиеся простого и сложного предложения. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с ним, ставьте цифру 1, если нет – 0.
Верно ли утверждение, что:
— Союзы что, если, где – подчинительные? (1)
— Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей? (0)
— Союз а относится к группе соединительных союзов? (0)
— Односоставное предложение может быть неопределённо-личным? (1)
— В предложении Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? (0)
— Обособленное обстоятельство может быть выражено сравнительным оборотом? (1)
— Если вводное слово однако стоит в начале предложения, то оно не выделяется запятой? (1)
— Предложение Обоз тронулся с места, когда садилось солнце сложноподчинённое с придаточным времени? (1)
— Союз не только… но и является подчинительным? (0)
— Части в СПП могут быть соединены союзами или союзными словами? (1)
Проверка: 1001011101
— Поднимите руку те, у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого больше 4 ошибок?
— Проверим, что получилось на доске (Проверка разборов, оценки). Проверьте, всё ли верно у вас в тетради.
III. Повторение материала.
Беседа:
— Какие виды придаточных предложений вы знаете?
— А как вы будете определять вид придаточного? Вспомните алгоритм.
— Как отличить союз от союзного слова?
— Наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы поработаем с такими предложениями.
Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Работа с презентацией:
— Запишите в тетрадь предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения
Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.
[ ], (когда…), (где… ).
СПП с придаточными времени и определительным.
— Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.
Главное предложение
Придаточное предложение1-ой степени
Придаточное предложении 2-ой степени
Работа с учебником: чтение правила на стр.244.
— Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? (Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.)
— В каком случае запятая между ними ставится? (Запятая ставится, если после придаточного нет второй части союза — ТО или ТАК)
Знаки препинания при стечении союзов
Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.
Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать.
Работа с презентацией:
— Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
(Когда…), [ ], (которых…).
СПП с придаточными определительным и времени
Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.
— Спишите предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения
Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
[ ], (когда…), (когда…).
СПП с придаточными времени
Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными
— При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться.
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ], (когда…), (…), (…).
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
— Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
— Видов подчинения в одном предложении может быть сразу несколько, например:
В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя, которого гул и треск выгнали из леса. (Однородное и последовательное подчинение)
IV. Тренировочные упражнения
1 — Задание по рядам. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите вид подчинения.
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.
Слышно было, как над полем пел жаворонок и кого-то передразнивал скворец.
Дети рассказывали, что выбрали те цветы, которые так любила мама.
— Таким образом, какие три типа подчинения в СПП нужно помнить?
2 – Составление сложных предложений из простых (устно). Из трёх простых предложений составьте одно сложное
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)
2) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)
3 — Распределите в колонки (на интерактивной доске) номера предложений с разными видами подчинения (таблички с предложениями у каждого.)
Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.
Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.
Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.
Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.
Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.
Известно, что если музыкант долго не подходит к инструменту, то пальцы его теряют гибкость.
V. Контроль знаний
Тест:
Вариант 1
1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением
2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением
Вариант 2
1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением
3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
VI. Итоги урока, домашнее задание
— Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
— Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.
— Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?
Домашнее задание: упр. 417 (отработка умения составлять СПП с несколькими придаточными)