Конспект урока для 5 класса «Буквы о – а в корне -раст- (-ращ-) – — рос-»


Разработка урока по теме «Буквы о – а в корне -раст- (-ращ-) – — рос-».


Цель:

умение орфографически правильно писать слова с корнем -раст- (-ращ-) —

-рос-.


Задачи:

1) обучающая:

— знать условия написания гласной в корне –раст-(-ращ-) — -рос-;

— сформировать навыки правописания чередующейся гласной,

— закрепить изученную орфограмму при выполнении заданий;


  1. развивающая:

— развивать орфографическую зоркость, умение применять правило на практике;


  1. воспитательная:

— воспитывать внимание друг к другу, доброжелательность.


Оборудование: презентация, учебник, доска, мел, рабочая тетрадь.


Ход урока.


  1. Организационный момент


Синтаксический разбор предложения.


Задание: на доске записано предложение, в котором необходимо вставить пропущенные буквы.


Со…нце осв…тило своими луч..ми л…сную п…лянку.


  1. Изучение нового материала.


Лингвистическая сказка.


Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.

Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.

— Посмотри! Какая красота! — сказала буква А.

— Где? – спросила О.


Учитель:

— Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку.

* * *

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть — нет головы.

(Гриб)

— Правильно, это гриб.

Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти.

— РАстет! – восхищенно сказала А.

— Действительно, подрОс, — ответила О.

— Это я ему помогла! — гордо заявила буква А. — Ведь в корне –раст- я самая главная!

— Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!


Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О.


Учитель:

— Ребята, а вы догадались, какова тема нашего урока?


Дети формулируют тему урока.


— Да, сегодня на уроке мы с вами узнаем, когда пишется буква О, а когда –А в корне –раст-(-ращ-) – -рос-.


Запишите тему нашего урока: « Буквы о – а в корне –раст-(-ращ -) — рос-».


— Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему и опорные слова на доске.

Дети формулируют цель и задачи урока.


На доске записаны слова с выделенным корнем.

Растение, выращивать, заросли.


— Ребята, в корне –раст-, -ращ- — рос— командуют вовсе не гласные. А как вы считаете, от чего зависит написание гласной в корне? Сформулируйте правило о правописании гласных о-а в корне -раст-, -ращ- , -рос-.


Ответы детей.


— Правильно. Написание гласной в корне зависит от согласных. Если в корне есть согласные СТ или Щ, то мы пишем букву А.

Если же это корень -рос-, тогда пишем О.


Работа по цепочке у доски.

Вставить пропущенные буквы в словах.


Подр…сти, выр…сли, р…стительный, возр…ст, водор…сли.


Учитель:

-А теперь поговорим о словах-исключениях.


Знакомство со словами-исключениями.


Отрасльотдельная область деятельности, науки, производства.


Росток стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня.


Ростовщик человек, который даёт деньги в долг под большие проценты, то есть в «рост».


Ростов


Ростислав


Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.



III. Закрепление изученного материала


Выборочный диктант.

Записать слова с изученной орфограммой в 2 столбика (в 1-й – слова с гласной О, а во 2-й – с гласной А)


Играйте же, дети, растите на воле.

Три гордые пальмы высоко росли.

Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.

Рис растет на болотистых местах.

Эти места удивляют богатой растительностью.

В Японии у одного петуха вырос семиметровый хвост.


Работа с текстом.


  1. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст, и запишите его.

  2. Озаглавьте его.

  3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.


1) Выр…щенное с любовью р…стение окрепло и выр.сло в пышн…е дер…вце.

2) Пос…дили бер…жные руки р…сток в землю.

3) Нел…гко выр…стить дер…во: много оно требует труда и забот.

4) Начала из него р…сти вишенка.


IV. Домашнее задание.


Дифференцированное задание:

  1. §85, упр.441

  2. §85, задание в рабочей тетради.

  3. §85, используя орфограмму «Чередование гласной в корне», написать сочинение-миниатюру «Как вырастить домашний цветок».


V. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока.

Закончите предложение.

На уроке я понял(-а)…

Я научился…

— Наибольший мой успех сегодня…

— Я испытал(-а) следующие трудности…












4


Свежие документы:  Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предложения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: