Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Сложное предложение
Цели урока:
1.образовательная: совершенствование навыка распознавания сложных предложений, пунктуационных навыков по данной теме, закрепить умение правильно писать и объяснять орфограммы;
2. воспитательная: формирование личностной позиции, воспитание бережного отношения к природе, умения работать в группе;
3. развивающая: развитие умения логически излагать свои мысли, аргументировать, слушать, применять знания в нестандартной ситуации, выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие стремления к творческому поиску.
Применяемая технология: критериальное оценивание, РКМЧП.
Тип урока: закрепление умений и навыков.
Ход урока
Орг. момент. Психологическая подготовка к уроку.
Проверка домашнего задания.
–Ребята, что для вас ценно в этой жизни?
— А что, по вашему мнению, является бесценным в природе?
-В чем смысл ценности природы для человека?
— Ребята, вы получили к сегодняшнему уроку задания. Давайте посмотрим, как вы с ними справились.
1 группа. Синквейн « Растения».
2 группа. Синквейн « Животные».
3 группа. Написать пожелание людям от имени растений и животных, домысливая их состояние беспокойства о будущем всего живого на земле.
4 группа. Опрос «Что лично Вы сделали для улучшения окружающей среды?» (видео).
— Все мы являемся детьми Природы. И с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что вы, школьники, не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что вы делаете – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной матушки-природы.
Ш. Актуализация.
— Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по критерию «В»,
т. е. применим полученные на прошлом уроке знания.
Уровень достижений учащихся |
Дескриптор | |
В (max 6) | 1 | Правильно произведен синтаксический разбор сложного предложения. |
1 | Правильно выполнено задание на знание орфограммы « –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах» . | |
1 | Правильно определены грамматические основы сложного предложения и составлены схемы. | |
1 | Правильно определено количество сложных предложений в тексте. | |
1 | Правильно подобраны союзы и расставлены запятые. | |
1 | Составленное предложение является сложным, правильно расставлены знаки препинания. |
1.Синтаксический разбор предложения Мы охраняем и бережем родную природу, а она нуждается в друзьях- охранителях .(Индивидуально, в паре, коллективное обсуждение.) 1 балл
—Как вы определили, что данное предложение является сложным?
Целеполагание.
— Какова тема урока? (Сложное предложение)
-В чем будем упражняться? (Распознавать СП)
— Зачем? ( Чтобы грамотно оформлять на письме)
— Почему важно грамотно писать и говорить?
— Итак, грамматическая тема нашего урока — «Сложное предложение», а лексическая — «Берегите природу».
III.Осмысление.
2.Игра «Верно/ неверно» .
— ПП состоит из нескольких грамматических основ.
— На письме ПП в составе сложного разделяются запятой.
— СП состоит из одной грамматической основы.
— ПП в составе сложного соединяются при помощи запятой.
— СП состоит из двух или нескольких ПП.
— ПП в составе СП соединяются при помощи союзов.
— ПП в составе сложного обладает интонационной законченностью.
— Так какое предложение называется сложным?
— Можно ли по схеме предложения узнать простое оно или сложное?
3.Игра « Определи предложение по структуре».
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.
2.
1. [ — =, =, =].
2. [ — =], а [ = -].
3. [ — =], ( потому что = -).
4.[ — =], ( когда = -).
5. [ — =], и [ = -].
6.[ — =].
4. — Обратимся к нашему учебнику. Прочитаем текст на стр. 239 «Чтобы радуга не погасла».
— Определите тип и стиль текста.
— Какова основная мысль текста?
— Составьте по 1 «толстому» и 1 «тонкому» вопросу ( от группы).
5. Развиваем орфографическую зоркость. Найдите и исправьте ошибки, назовите орфограмму.
Пачитать книгу, не замичает красоты, купаится в море воздуха, радосных минут , удевительную радасть, не глубокое озеро, не ряшливый человек.
6. Послетекстовое задание. Допишите буквы т или ть ( стр. 240).
1 балл
Они любую…ся, они хватаю…, она купае…ся, не дают любова…ся, красота достае…ся, бабочек станови…ся меньше.
7. Найдите соответствие между предложениями и схемами. 1 балл
| |
2. Мне было очень жаль их, потому что мой знакомый когда- то погубил их. | b. [ =], ( потому что — = ). |
3. Поймал, запихнул в книжку и забыл. | c. [не только =, но и =], (потому что — =).
|
4.Бабочки не только красивы, но и полезны, потому что они опыляют растения. | d. [ =, = и =]. |
5. Не губите их! | e. [ =], ( чтобы = -). |
6. Берегите удивительную радость природы, чтобы не погасла эта живая радуга. | f. [ — =], и [ = -]. |
8. — А сейчас мы готовы найти в тексте «Чтобы радуга не погасла» СП. Это задание отмечено звездочкой, т.е. задание повышенной трудности. Посчитайте, сколько в тексте ПП (6) и сколько СП (7). Докажите. Назовите ПП, которые входят в состав сложных.1 балл
9.Игра «Конструктор». Используя союзы, составить СП, расставить знаки препинания.1 балл
Настало лето везде появились одуванчики.
Ветви у ели опустились вниз росла она в тени.
Хорошо в степи цветут маки.
Погода была прекрасная мы не пошли в лес.
На севере тайги мы найдем мох на юге растет дикий виноград.
— Какие союзы связывают простые предложения в составе сложного? (А, но, и…)
10. Игра «Раскрой значение слова». Экология, родник, гнездо, заповедник, гриб .
11. Работа по картине. Составьте и запишите в тетрадь по 1 СП предложению. 1 балл
IY.Рефлексия.
— Ребята, сегодня мы с вами много говорили о природе: читали, составляли предложения… Мы говорили о том, что, принося вред природе, мы вредим себе, так как являемся частью природы, а не ее хозяевами. «Поймала я бабочку — она погибла, сорвала я цветок- он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!».
-Наш урок близится к завершению. Поднимите руку те, кто набрал 6 баллов. Молодцы, вы прекрасно поняли тему. А кто набрал 5 (4,3,2,1,0 ) баллов? О чем это говорит? (Необходимо восполнить пробелы.) Заполните таблицу «Рефлексия».
Закончите фразы.
Сегодня я узнал (а)…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Урок дал мне для жизни…
— А сейчас я предлагаю посмотреть передачу «Итоги». (Видео).
— Добрый день, дорогие телезрители! Вы смотрите информационно- познавательную передачу «Итоги». Сегодня ребята 6 класса закрепили тему «Сложное предложение» Теперь они знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, что, чтобы, потому что, когда. Между частями сложного предложения ставится запятая.
И в завершение нашего выпуска. Объявляем конкурс на написание эссе «Человек и природа». До новых встреч.
— Ну что же, ребята. Примем участие в конкурсе и напишем эссе.
Y. Домашняя работа.Критерий «Д»: написать эссе «Человек и природа»
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия, имя ученика _____________________________
Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Дескриптор | Баллы | +/- | |
1 | Правильно произведен синтаксический разбор сложного предложения. | 1 |
|
2 | Правильно выполнено задание на знание орфограммы « –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах» . | 1 |
|
3 | Правильно определены грамматические основы сложного предложения и составлены схемы. | 1 |
|
4 | Правильно определено количество сложных предложений в тексте. | 1 |
|
5 | Правильно подобраны союзы и расставлены запятые. | 1 |
|
6 | Составленное предложение является сложным, правильно расставлены знаки препинания. | 1 |
|
Задание 1. Произведите синтаксический разбор предложения.
Мы охраняем и бережем родную природу, а она нуждается в друзьях.
Задание 3.Найдите соответствие между предложениями и схемами.
a. [ =]!
| |
2. Мне было очень жаль их, потому что мой знакомый когда- то погубил их. | b. [ =], ( потому что — = ). |
3. Поймал, запихнул в книжку и забыл. | c. [не только =, но и =], (потому что — =).
|
4.Бабочки не только красивы, но и полезны, потому что они опыляют растения. | d. [ =, = и =]. |
5. Не губите их! | e. [ =], ( чтобы = -). |
6. Берегите удивительную радость природы, чтобы не погасла эта живая радуга. | f. [ — =], и [ = -]. |
Задание 4. В тексте «Чтобы не погасла радуга» простых предложений ________, сложных____________.
Задание 5.Игра «Конструктор». Используя союзы, составить СП, расставить знаки препинания.
Настало лето везде появились одуванчики.
Ветви у ели опустились вниз росла она в тени.
Хорошо в степи цветут маки.
Погода была прекрасная мы не пошли в лес.
На севере тайги мы найдем мох на юге растет дикий виноград.
Рефлексия
1. Сегодня я узнал (а)…___________________________________________
2. Было трудно…________________________________________________
3. Урок мне дал понять, что ______________________________________
КАЗАХСКО — ТУРЕЦКИЙ ЛИЦЕЙ «НУРОРДА»
Адаева Карлыгаш Тлеугалиевна
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
6 класс
Астана- 2013
Контрольный срез.
Выберите верное утверждение. Сложное предложение- это
А) предложение, которое выражает одну законченную мысль.
В) предложение, которое выражает одну законченную мысль и осложнено однородными членами предложения.
С) предложение, которое состоит из нескольких простых предложений.
2. Укажите сложное предложение.
А) В глухом гуле вершин деревьев чувствовалась доброта, сила.
В) Лес тускнел, краски выцветали.
С) Менялся лес, крупнел.
Д) Звонкие удары дятла раскатывались по лесу и повторялись эхом.
3. В каком предложении необходимо поставить запятую?
А)
В)
С)
Д)
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия, имя ученика _____________________________
Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Дескриптор | Баллы | +/- | |
1 | Правильно произведен синтаксический разбор сложного предложения. | 1 |
|
2 | Правильно выполнено задание на знание орфограммы « –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах» . | 1 |
|
3 | Правильно определены грамматические основы сложного предложения и составлены схемы. | 1 |
|
4 | Правильно определено количество сложных предложений в тексте. | 1 |
|
5 | Правильно подобраны союзы и расставлены запятые. | 1 |
|
6 | Составленное предложение является сложным, правильно расставлены знаки препинания. | 1 |
|
Задание 1. Произведите синтаксический разбор предложения.
Растут в заповеднике в основном сосны, а в лесах различные кустарники и деревья,
Задание 3.Найдите соответствие между предложениями и схемами.
a. [ =]!
| |
2.А знаете ли вы свой родной край?
| b. [ = -]? |
3. Знаете ли вы, какие птицы и звери обитают в ваших краях?
| c. d. [ =и =, и =]!
|
Наблюдайте и изучайте природу вокруг себя, узнавайте свой край!
| D [= -], (какие – и — =). |
Задание 4. В тексте упр.3 стр. 247 простых предложений ________, сложных____________.
Задание 5.Игра «Конструктор». Используя союзы, составить СП, расставить знаки препинания.
Шёл дождь дети играли дома.
Я смотрел на всадника он пересекал ущелье.
Мы наблюдали за ребятами они играли в футбол.
В комнате бывает шумно я не могу читать.
Вы будете смотреть телевизор я буду играть в шахматы.
Охотник вступил на опушку леса птицы разлетелись.
Рефлексия
1. Сегодня я узнал (а)…___________________________________________
2. Было трудно…________________________________________________
3. Я понял, что…________________________________________________
Я научился…_________________________________________________
Урок дал мне для жизни…______________________________________