Тема урока: Определение.
Цели урока: 1) формировать умение находить определение с определяемым словом; обозначать, чем выражено определение;
2) развивать речь учащихся, совершенствовать навыки работы в парах и группе (по методу Дьяченко);
3) способствовать экологическому воспитанию; воспитывать чувства товарищества и коллективизма.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, карточки для работы в парах и группах, памятки, карта анализа текста, ведомость.
Ход урока:
I.Орг.момент. Постановка задач, сообщение темы.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об определении, будем учиться находить определение в предложении, работать в парах, группах. Я хочу, чтобы вы сегодня на уроке были не моими учениками, а моими партнерами, помощниками и коллегами.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Тема нашего урока «Определение – анықтауыш».
— Какие же задачи мы поставим на уроке перед собой?
1. Узнать, что такое определение.
2. Выяснить, какими частями речи бывают определения.
3. К каким членам предложения относится.
4. Как согласуется с определяемым словом.
— А ещё на уроке мы познакомимся с отрывком из произведения Роллана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир», поговорим о том, что до сих пор заставляет волноваться наши сердца, от чего вздрагивает каждый нерв у тех, кто был свидетелем ужасных ядерных испытаний.
II. Проверка домашнего задания.
— Я просила вас повторить дома все, что знаете о второстепенных членах предложения. Помогать на уроке мне будут ассистенты, исполняющие роль учителя. Работа будет проводиться в группах. Прошу получить карточки и распределить задания между членами группы. На ваших партах лежит памятка работы в группах и ведомость, в которой вы поставите оценки после того, как проработаете материал.
Работа в группах по карточкам, обсуждение в группах, помощь учителя. Выступление.
— Итак, мы закрепили знания о дополнении и обстоятельстве.
Вывод: второстепенные члены предложения служат для пояснения главных членов предложения и распространяют предложения.
III. Работа над новой темой.
— Приступая к изучению новой темы, мне хочется задать вам несколько вопросов:
— Как в казахском языке называется определение?
— На какие вопросы отвечает?
-Какой частью речи выражается?
Вывод: в казахском и русском языках определение выполняет одинаковые функции.
— Ребята, я давала вам опережающее задание: просмотреть новую тему, подготовить её представление классу. Кто из учащихся объяснит новую тему?
Объяснение темы подготовленными учащимися.
— Обратимся к предложениям, записанным на доске. Анализ предложений.
1) Огромный дуб растёт у дороги.
2) В лесу раздаются птичьи голоса.
3) Третий день был пасмурным.
Выводы: Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? Чаще всего выражено прилагательным, числительным, местоимением, поясняет подлежащее или другой второстепенный член предложения.
— Кто из учащихся желает добавить и продолжить объяснение.
Показ слайдов.
1) Определение – анықтауыш
2) Согласуется с определяемым словом
В роде, числе, падеже
3) В казахском языке определение не согласуется с определяемым словом
В русском в казахском
Красный цветок қызыл гул
Красного цветка қызыл гулдің
Красному цветку қызыл гулге
Красным цветком қызыл гулмен
После того, как учащиеся закончат объяснение, учитель делает вывод:
Определение – второстепенный член предложения, согласуется с определяемым словом и стоит перед ним, в казахском языке изменяется само определяемое слово.
IV. Закрепление темы.
— Мои помощники предлагают выполнить задания по учебнику.
1. Работа с текстом. Упр. 1 (сопровождается показом слайдов «Казахстанская степь»)
Слова учителя:
— Человек – единственное сознательное и гуманное существо на Земле. Кроме него, нет преобразующей силы, способной изменить лик нашей планеты. Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек.
Вернувшись однажды с прогулки, Л.Н.Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения и страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».
2.Выполнение заданий к тексту.
— Выпишите из данного текста определения с определяемым словом. Поставьте вопрос от определяемого слова к определению. Укажите, какой частью речи выражены определения. Обратите внимание на образец в учебнике.
3. Поабзацное изучение текста (Упр.2) по методу Дьяченко.
Словарная работа:
В отрогах горы — тау тарамдарында
Труха – ұнтақ
Выл, как волк – қатты жылау
Велел – тапсыру
— Проработайте текст по абзацам в парах. Выберите себе роль, в которой вы будете выступать- учителя или ученика. На партах у вас лежит памятка работы в парах и карта анализа текста. В ней поставьте соответствующие знаки после того, как проработаете материал, не забудьте поставить оценку своему партнеру в ведомость.
4. Обсуждение, анализ текста по вопросам.
— К чему призывает автор?
«Я хочу, как велел отец, пройти босиком по зелёной траве, я хочу испить воды из наших озёр…»
-Автор Р.Сейсенбаев призывает нас к тому, чтобы мы с любовью относились к природе, её богатствам, берегли её. Сейчас нам трудно говорить об испытаниях на Семипалатинском полигоне. Уходят один за другим участники испытаний, становится все меньше очевидцев тех событий, что происходили тогда на полигоне. Но пострадавшая земля, сама природа и люди никогда не забудут об этом.
Просмотр слайдов «Давайте, люди, никогда об этом не забудем».
-Ребята, мы живём с вами в 21 веке, и в наше время остро стоит вопрос сохранения экологического равновесия. Президент нашей республики Н.А.Назарбаев, как и лучшие люди далёких времён, понимает, что экологическое воспитание подрастающего поколения является составной частью нравственного, патриотического воспитания. Он призывает нас всех понять, что гибель природы ведёт к гибели самого человека. Человек, который губит природу, губит прежде всего самого себя: ведь в природе всё живое неделимо, и никому не дозволено разрывать эту невидимую, но очень важную нить.
5.Выполнение заданий к тексту.
— Выпишите несколько определений с определяемым словом, укажите, как согласуется.
Тревожная тишина (ж.р,ед.ч.,И.п.)
Работа выполняется самостоятельно, проверка проводится ассистентом.
6. Устная работа над Упр.6
— Составьте словосочетания, подберите антоним.
Поздняя осень – ранняя осень
7. Работа по карточкам в парах.
— Прошу взять карточки зелёного цвета. Выполнив задание карточки, обменяйтесь с партнёром карточкой. На партах у вас есть памятка и ведомость. Прочитайте внимательно, соблюдайте правила. Не забудьте выставить оценку.
V. Подведение итогов, выставление и комментирование оценок.
Оценки выставляются в ведомость на интерактивной доске, из ведомостей пар и групп.
фамилия групповая парная индивидуаль. итоговая
-Ребята, завершая этот урок, мне хочется поблагодарить вас за участие, за нашу совместную деятельность. Мне хочется. Чтобы этот урок не прошел бесследно, пусть в ваших душах останется небольшой, но неизгладимый след. Чтобы выйдя из кабинета, вы по –другому посмотрели на окружающий вас мир, на природу. Ведь именно от нас, людей, от нашего сознания, от нашей созидательной работы зависит дальнейшая судьба природы. Мы можем и должны оставить своим потомкам нашу восхитительную Землю. Тогда о нас будущее поколение будет вспоминать с большим уважением.
VI. Домашнее задание.
Упр.1, просклонять 5 определений с определяемым словом.
Подготовить новый материал.