Тема: Обобщающий урок по теме «Глагол».
Цели: 1.Обобщить знания о глаголе как о части речи.
2. Повторить правила орфографии связанные с написанием глаголов.
3.Закрепить умение образовывать слова различными способами.
4. Развитие психологической базы речи: слухового внимания и восприятия, долговременной памяти, логического мышления, операций анализа и синтеза.
План урока.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Чистописание.
— Что это за сочетания букв?
— К какой части речи они имеют отношение?
— Как мы различаем глаголы среди других частей речи?
— Что они обозначают?
— О каком правиле напоминают нам эти облачка?
ΙΙΙ. На лексической полянке.
Выборочный диктант.
Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая земляника. А сколько звуков услышишь в лесу! На макушке березы громко кукует кукушка. В глухой чаще попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики.
— Как вы нашли глаголы?
— На какие правила встретились орфограммы в глаголах?
— Прочитайте глаголы обозначающие цвет. Подберите другие глаголы цвета.
— Какие из глаголов передают звуки леса? Назвать другие глаголы звучания.
ΙV. В мастерской Дятла.
— Вот мастерская Дятла. Он кует одежду для глаголов. Сейчас он работает с глаголом СВЕРКАТЬ. Следите за забавами Дятла и записывайте глаголы, которые получаются.
Дятел ударил по суффиксу ТЬ и заменил его окончанием 3 лица множественного числа настоящего времени. (СВЕРКАЮТ).
Добавил к глаголу приставку ЗА (ЗАСВЕРКАЮТ).
Заменил окончание ЮТ на И, а впереди него добавил суффикс Л (ЗАСВЕРКАЛИ).
Дятел убрал приставку, а окончание И заменил на окончание глаголов женского рода прошедшего времени (СВЕРКАЛА).
— Прочитайте глаголы, которые вы записали.
— Что мы можем сказать о каждом глаголе? (Спряжение, время, лицо, число, род)
— Как различаем времена глаголов?
V. Физкультминутка.
Поднимитесь, потянитесь, наклонитесь, повернитесь, улыбнитесь.
— Что мы слышим на конце всех этих глаголов? Кто сможет вспомнить, как называется эта часть слова?
VΙ. Дворец Времен Глаголов.
— Из мастерской Дятла мы отправляемся во Дворец Времен Глаголов. В этом Дворце 3 зала. Как вы думаете, почему?
— Почему так назвали времена глаголов?
— В каждом зале глаголы одевают свою одежду-форму. Что это за одежда?
— Сегодня сюда пришли на экскурсию глаголы из стихотворения Плещеева. Я назову глаголы, а вы проведите их в свои залы и выделите «форму одежды».
Греет, зазеленеет, зазвенели, говорят, стали. (Один ученик работает на откидной доске).
— В каком зале оказался каждый из глаголов? Докажите.
— Что стало бы с ними в других залах? (Устно).
— А теперь поможем занять глаголам свои места в стихотворении Плещеева «Весна».
Песни жаворонков снова
… в вышине.
«Гостья милая, здорово!»-
… они весне.
Уж теплее солнце …
… краше небеса.
Скоро все … —
Степи, рощи и леса.
— Выразительное чтение стихотворения.
— Назовите глагол цвета и глагол звучания.
VΙΙ. Итог урока.
— Ну вот и подошло к концу наше путешествие в страну Глаголию. Нам пора возвращаться. Разгадайте секрет облачков, которые доставят нас обратно. (Роль глаголов в предложении).
— Работа в парах: составить предложение по своему облачку.