«Словари – наши помощники и друзья» (6 класс)
Цели урока: продолжить знакомство с словарями русского языка;
Совершенствовать навыки работы с ними;
Развивать речь учащихся, интеллектуальные способности детей;
Воспитывать любовь к русскому языку, к слову к потребности пользоваться словарями .
Оборудование : Словари:
Орфографический словарь;
Грамматико — орфографический словарь;
Словарь иностранных языков ;
Толковый словарь;
Словарь строения слов русского языка;
Фразеологический словарь;
Словарь синонимов;
Словарь антонимов ;(авторы разные)
Плакаты с высказываниями .
Выставка других словарей.
Тетрадь рабочая .
Слово учителя:
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно ,а безымянных нету.
И всё ,что может видеть глаз – и над нами и под нами,
И всё , что в памяти у нас, — означено словами.
Одно — давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова , слова…
Язык – и стар , и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
Название всего, что есть во вселенной вместилось в словари. И об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс.
Прочитайте его высказывание .
Сегодня на уроке развития речи мы с вами познакомимся со словарями, будем продолжать совершенствовать навыки работы с ними, пополним нам словарный запас и будем работать над развитием нашей речи.
А сейчас прочитайте высказывание математика Декарта Рене.
Как вы его понимаете?
I. Фронтальный опрос :
1. Какие словари вам известны?
2. К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
3. В каких случаях словари приходят нам на помощь?
4. А какие словарики имеются в нашем учебнике и мы с ними знакомились и работали?
II. Работа по теме : «Словари»
— В качестве домашнего задания каждая творческая группа должна была побывать в библиотеке, познакомится со справочной литературой , которая там имеется ; и подготовить рассказ об одном из словарей .
А я приготовила вам различные задания, для выполнения которых вам нужно будет использовать словари.
1. а) Сообщение I творческой группы об орфографическом словаре.
б) Задание. Используя орфографический словарь, исправьте ошибки в тексте.
(Команда , справившаяся первой, исправляет ошибки в тексте, написанном на доске. Уч-ся проверять текст у себя в тетрадях)
2. Сообщение II творческой группы .
Рассказ о толковых словарях русского языка.
Задание. Определить слово по его значению, для справки используйте ‘‘Школьный толковый словарь’’
3. Сообщение III творческой группы.
Рассказ о словаре иностранных слов.
Ученик читает стихотворение
Якова Козловского .
Задание. Используя словарь, определите значение слов:
Антракт(фр.) Спорт(анг.)
Режиссёр(фр.) Валюта(ит.)
Косметика(греч.) Директор(лат.)
4. Сообщение IV творческой группы.
Рассказ о словаре строения слов.
Задание. Среди приведённых слов (слова записаны на доске) найдите те, которые имеют две приставки и два суффикса. Проверьте правильность своего ответа по ‘‘Школьному слово-образовательному словарю’’.
Подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумывали , въехал , обезуметь, приналечь.
5. Сообщение V творческой группы.
Рассказ о фразеологическом словаре.
Задание. Определите сколько фразеологизмов в данном тексте. Что означает один из них?
За справками обращайтесь к фразеологическому словарю.
6. Сообщение шестой творческой группы.
Рассказ о словаре синонимов и словаре антонимов.
Задание. Найдите в загадках синонимы и антонимы.
7. Слово учителя.
Ну вот наше путешествие в страну словарей подошло к концу. Давайте подведём итоги урока. (оценивание творческих групп, отдельных уч-ся)
8. Сегодня мы узнали много новых слов, что-то о словарях – ваших помощниках и друзьях. Учились ими пользоваться.
Думаю, что вы поняли, как важно уметь пользоваться словарями. Очень хорошо сказал об этом поэт Яков Козловский в стихотворении ‘‘Русской речи государь по прозванию Словарь’’ (уч-ца читает стихотворение)
9. Домашнее задание.
Впереди вас ждут каникулы.
У вас будет много свободного времени , и я думаю, что вы обязательно загляните в библиотеку и найдёте ещё один словарь, о котором мы сегодня не говорили . Это ‘‘Этимологический словарь’’. В нём поищите слова: школа, учебник, линейка, урок, узнай те их происхождение.
А я приготовила вам таблицу ‘‘Что можно узнать из словарей разных типов ’’, вложите её в свои папочки, файлы она нам очень пригодится на уроках русского языка.