I. Слово учителя
Сообщение темы урока:
— Ребята, к нам сегодня на урок пришел необычный ученый. Он сам сейчас о себе расскажет.
(сказка о создании причастия)
— Что за плод вырос в саду ученого? (причастие)
— А поскольку этот плод рос на стволе глагола то как его стали называть? ( особая форма глагола)
— Сегодня мы повторим все, что узнали об этой части речи.
— В классе 2 команды, каждая команда отвечает на свои вопросы, а если не ответит, то имеет право на ответ другая команда, а как будут называться ваш команды, вы догадаетесь, расшифровав рисунок.
(Солнце, обогревающее Землю) (Земля, обогреваемая Солнцем)
-Посмотрите, что изображено, составьте предложение, употребив причастие, образованное от глагола обогревать.
— Назовите причастие, какое оно?
II. Разминка
Страдательное — Какие причастия называются страдательными? — При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? (ем, ом, им) — Oт основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? (перех., несов.) — Как образуются страдательные причастия прошедшего времени? (перех., сов., несов.+нн, енн, ённ. т.) — Когда пишутся суффиксы ом-ем (I спр.) им (II спр.) |
III. Работа в тетради
— Запишите в тетради число, классная работа, тему урока.
— Так как КВН это соревнование или состязание, запишем и запомним написание слов
На доске:
Соревнование – соревноваться
Состязание – состязаться
(Объяснить лексическое значение слова, достигнуть чего-нибудь)
— Образуйте от данных глаголов причастия
Действительное причастие прошедш. вр. от глагола «состязаться» Состязавшийся (ед. ч., 3л) |
-Выделите суффиксы причастий
Выборочное письмо
Записать словосочетания, выделить суффикс
Со страдательным причастием |
На доске
Разлившаяся по небу, написанная (почему?) учеником, ведущая в парк, летящим самолетом, отнятая игрушка, о движущемся предмете, выполнивший задание, засушенные (почему?) растения.
(объяснить написанное, засушенное)
-Устно составить предложение. (Красотка речи)
IV. Конкурс капитанов
Зачитать эпиграф.
Какие свойства глаголов имеют причастия? (вид., наст. время и прошедшее время) |
Прочитайте внимательно предложение, расставьте знаки препинания, подготовьтесь объяснить, найдите причастие, произведите морфологический разбор, объяснить орфограммы.
На доске
Мы увидели облачко, превратившееся в тучу. |
Пока капитаны соревнуются, мы проведём выборочный диктант по тексту Джанни Родари в переводе С. Маршака (см. стр. 183)
Капитанам
Каким членом предложения является краткое причастие? Когда не выделяется прич. обор.? Превратившееся – ос. ф. гл. пр. I. (облачко какое?) превратившееся Н.ф. – превратившийся II. Пост. – действ. пр., прош. вр., сов. Непост. – в. п., ед. ч., ср. р. III. Какое облачко? превратившееся |
V. Конкурс команд
а) В стихотворениях подчеркните полные и краткие причастия, как член предложения образуйте от полных краткие и наоборот (карандашом, устно). Каждый в стихотворении, которое находится ближе к вам выполняет работу.
Вопрос обеим командам
В чем различие между полным и кратким причастием? (см. подсказку)
б) Стрельба.
Вспомните правило: одна и две буквы «н» в суффиксах
Кратких страд. прич.
В кр. прич. однон. н нн в кр. прич. во мн.ч. в ед. ч. ж. ср. р. от гл. или -ова, -ева |
в) Перфокарты.
Работа с перфокартами, вставить одну или две н, подписать фамилию на вкладыше, сдать.
г) на доске
На доке записаны предложения. Записать в тетрадь, графически указав выбор орфограммы. Объяснить написание гласной перед суффиксом нн.
Слитно
| |
В палатке мы увидели (не) разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. | (не) скошенная вовремя трава полегла после дождя. |
Почему перед н написали букву а, е? (в суфф. енн после шип. е?)
д) Бег
Я называю причастия ,вы поднимаете карточку а, я или е, которые надо писать перед нн.
Намыленный (намылить), вспаханное (вспахать), закрученный (закрутить), увиденный (увидеть), расстрелянный (расстрелять), спрятанный (спрятать), проглоченный (проглотить).
е) серпантин по таблицы
Образовать от данных глаголов где можно разные формы причастий
Действит. прич. | Страд. прич . | |||
Отразить | Н.в. | П.в. | Н.в. | П.в. |
копошащийся | Отразившийся копошившийся исказившийся | Отразимый исказимый | Отраженный искаженный |
IV. Итог уроков.
Любите ли вы причастия?
Д/з №130. Сегодня орф. изуч. в теме причастия, запис. 3 примера обозначая граф. орф.