Цели урока:
Обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов;
Формирование умений:
опознавать однородные и неоднородные определения;
правильно ставить знаки препинания;
соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями;
составлять схемы предложений с однородными членами предложений;
Развитие мыслительно-речевых навыков учащихся.
Повторение морфемики и орфоэпических норм. (подготовка к ГИА)
Оборудование:
мультимедиа проектор;
компьютер;
интерактивная доска;
таблицы «Однородные члены предложения», «Однородные и неоднородные определения».
УМК под редакцией М.М.Разумовской.
Структура урока:
Разминка (повторение морфемики и орфоэпических норм);
Фронтальный опрос;
Индивидуальная работа у доски;
Изучение нового материала;
Работа в группах (по вариантам);
Итог урока;
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Разминка. (Слайд 3)
Поставьте ударение в словах:
тОрты, свЁкла, звонИт, включИт, квартАл, договОр, дефИс, каталОг, намЕрение, обеспЕчение, облЕгчить, твОрОг, экспЕрт, оптОвый, принЯть, началсЯ.
Укажите слова, правильно разобранные по составу:
по-моему ; 2) кое-что ; 3) пол-лимона ; 4) во-вторых
Исправьте ошибки в разборе остальных слов:
по-моему; во-вторых.
Фронтальный опрос. (Слайд 4)
— Что вы знаете об однородных членах предложения?
Определение на доске: Однородные члены: отвечают на один вопрос; относятся к одному члену предложения; являются одним и тем же членом предложения.
Задание (устно): Найдите предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания не расставлены.
Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
Иди в огонь за честь отчизны за убежденье за любовь.
И туман и непогоду осень поздняя несёт.
Шел длинный товарный поезд.
Наступила дождливая грязная тёмная осень.
Старинные стенные часы пробили полночь.
Индивидуальная работа (у доски)(Слайд 5): Допишите предложения, обозначьте однородные члены (знаки препинания не поставлены).
На озере ребята и купались и … и … .
Отряд шёл бодро и … .
Солнце осветило луг … … .
В каких предложениях вы поставили запятые? Объясните свой выбор.
Физминутка.
Объяснение нового материала (на доске таблица «Однородные и неоднородные определения»). (Слайд 6)
Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по вариантам. (Слайды 7, 8, 9)
Итог урока. (Слайд 10)
Что нового вы узнали за сегодняшний урок?
Каковы три отличительных черты однородных членов предложения?
Какие определения называют однородными? Неоднородными?
В чем их отличие?
Приведите примеры предложений с однородными и неоднородными определениями.
10. Домашнее задание: (Слайды 11, 12)
Напишите сочинение-рассуждение «Какова роль определений в тексте? Как вы думаете, что случилось бы, если бы однородные определения исчезли из речи?». Не забудьте, что рассуждение строится по схеме: