Конспект урока для 5 класса «Правописание корней с чередованием гласных е – и»

Клепинина Наталья Александровна

МКОУ «Ягоднинская основная общеобразовательная школа»



Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

УМК под ред. В. Бабайцевой

Тема урока

Правописание корней с чередованием гласных е – и.

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Урок изучения нового материала

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Формирование: понятия о корнях с чередованием е-и путем наблюдения за словами; знаний об орфограмме «Корни с чередованием е-и»;

развитие умения находить изучаемую орфограмму, выделять ее, составлять кластер;

орфографической и пунктуационной грамотности;

мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники)

презентация

Материалы и оборудование

Мультимедиа, компьютер



Технологическая карта урока


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.


Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Предлагает учащимся задание, проецируемое на экран::

  1. Изл…гать

  2. Р…стение

  3. Пол…жжение

  4. Прик…саться

  5. Выг…рать

  6. Р…сточек

  7. Оз…рить


Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником.

Обучающиеся работают в группах.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.


Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.


Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника биологии, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова».

Учитель выводит текст на доску.

— Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.

Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.

Формулируют цель урока.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.


Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.


3.Выявление места и причины затруднения.


Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.


4.Построение проекта выхода из затруднения.


Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

На доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.

Разбирать – разберу

Отпирать – отпереть

Задирать – задеру

Вытирать – вытереть

Замирать – замереть

Блистать – блестеть

Расстилать – расстелить

Выжигать – выжег

Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова.


Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

  1. Выделим в слове корень.

  2. Поставим ударение.

  3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

  4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.

  5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.


Регулятивные: коррекция, контроль.


Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Реализация построенного проекта.


Цель: построение и фиксация нового знания.

Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.

Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные — составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.


Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.


Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.


Личностные: оценивание усваиваемого содержания.


Динамическая пауза (этап физической разрядки).


Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение учебника.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Работа в парах. Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.


Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.


Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.

Учащиеся выполняют задание.

Познавательные: умение находить нужную информацию.


Регулятивные: умение решать проблемы.


Личностные: способность самооценки своих действий.


  1. Рефлексия.


Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова».


Рефлексия

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне ——— понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлы с разным выражением настроения.


Учащиеся в группах выполняют задание.





Учащиеся заканчивают предложения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.


Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.




Домашнее задание: Упр. учебника….


Для сильных учащихся дополнительно – варианты:

1.составить синквейн на изученную орфограмму.

2. написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова.





Свежие документы:  План-конспект урока "Обособленные обстоятельства" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: