Конспект урока для 9 класса «Деепричастие»


Аупенова Мира Болатовна

учитель русского языка и литературы в национальной школе.

Енбекшиказахский район,поселок Майский КГУ средняя школа им.

М. Маметовой

с ДМЦ.

Урок русского языка в 9 классе с казахским языком обучения

Тема: Деепричастие

Цель: систематизация знаний о деепричастие и деепричастных оборотах; отработка наиболее трудных орфограмм.

Задачи : — раскрыть особенности деепричастий, которые отличают их от других частей речи, ознакомить учащихся с грамматическими признаками деепричастий, особенностями их образования;

— сформировать новый пунктуационный навык; орфографический навык;

— совершенствовать общеучебные умения и навыки:группировать признаки, сравнивать их с уже изученными, выполнять полное и неполное комплексное и однолинейное сравнение по одному или несколькими аспектами.

Учащиеся должны знать:

— грамматические признаки деепричастий;

— особенности образования деепричастий

— правописание НЕ с деепричастиями;

— особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

— морфологический разбор деепричастий.

Учащиеся должны уметь:

— находить деепричастие в тексте, задавая вопросы, устанавливая грамматические признаки;

-составлять характеристику деепричастий;

— выявлять особенности обособления одиночных деепричастий и деепричастных оборотов;

— сравнивать написание НЕ с деепричастиями и другими частями речи;

— пн основе полученных знаний употреблять деепричастия в речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Фронтальный опрос

— Начнем урок с теории! Что такое деепричастие? Приведите примеры.

Выглянув из-за дерева, я увидел тигра.

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.

— А нужна ли в языке такая часть речи, которая бы обозначала добавочное действие? Но пржде, чем ответить на этот вопрос, я прочитаю предложение. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, думала : «Авось Бульба, проснувшись, отстрочит денька на два отъезд».

Откуда это предложение? Из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

— Почему запомнилось? Выразительное, поэтическое.

А какая часть речи его делает выразительным? Деепричастие.

О ком в этом предложение идет речь? О матери, которая проовает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей.

Деепричастие делает нашу речь богаче!

Давайте выпишем деепричастие вместе с глаголом, так как глагол обозначает основное действие, а деепричастие – добавочное.

Мать не просто глядела на сыновей, а глядела рыдая.

3. Морфологический разбор

Рыдая- деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.

1.Глядела (как?) рыдая.

Н.ф.- рыдать.

2. Морфологические признаки: несов.вид,неизм.ф.

3. Глядела (как?) рыдая.

Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

— Посмотрим на лексическое значение: обозначает добавочное действие, значит все – таки ближе к глаголу.

— А неопределенная форма? Признак глагола.

— А вид? Признак глагола.

— А где признаки наречия? Неизменяемая форма, синтаксическая роль – обстоятельство.

— Значит, деепричастие – дитя глагола и наречия! Теорию повторили, переходим к практике.

4. Работа с учебником

— Повторите в учебнике правило о правописании глагольного суффикса в деепричастии.

— Как образуются деепричастия несовершенного вида? От основы глаголов настоящего времени несов.вида при помощи суффиксов –а ( — я).

— Приведите пример. Глядя, крича.

— Эти деепричастия не вызывают у нас опасений в отличие от деепричастий совершенного вида. Здесь вызывает трудность глагольный суффикс.

— Как образуются деепричастия совершенного вида? От основы глаголов неопределенной формы совершенного вида при помощи суффиксов – в, -ши, -а ( -я). Больше употребляется в разговорной речи.

5. Работа с таблицей

— Повторим написание НЕ с деепричастием.

Не пишется раздельно:

  1. Если есть зависимое слово;

  2. Если есть противопоставление с союзом а;

  3. С кратким причастием.

Не пишется слитно:

  1. Слово не употребляется без НЕ (ненавидевший);

  2. Нет зависимого слова и противопоставления с союзом а.

6. Объяснительный диктант Запишите слова и объясните их написание: не увидевший знакомого (никто); не засеявший поле, а только распахавший; не прочитана книга; ненавидевший; незакончившееся собрание.

7. Выборочное списывание

Выписать причастие с определяемыми словами и объяснить их правописание с НЕ.

  1. В магазине продавали (не) распустившиеся, а зацветшие розы.

  2. Отчего температура (не) записана.

  3. Мы увидели еще (не) скошенные луга.

  4. Тоскливые, (не) доумевающие детские глаза смотрели из-за пыльных узлов.

  5. На столе лежала (не) прочитанная книга.

8. Конструирование слов

Задание: составить слово из таких морфем:

От слова премудрый взять приставку;

От слова описать — приставку;

От слова долина — корень ;

От слова лететь – суффикс;

От слова таять – глагольный суффикс;

— Какое слово получилось? Пре – о – дол – е –ва –я – преодолевая.

9. Синтаксический разбор

Спортсмен, преодолевая препятствия, приближался к финишу.

Повеств.,невоскл.,простое,двусоставн., распростр..

Теперь построим предложение с причастным оборотом.

Спортсмен, преодолевающий препятствия, приближается к финишу.

— В чем разница между деепричастным и причастным оборотами?

10. Проверочный диктант

1. Вариант. Записать предложения с причастным оборотами.

2. Вариант. Записать предложения с деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями.

Работа должна будет показать, как вы усвоили причастные и деепричастные обороты.

  1. Девочка слушала учителя, посматривая по сторонам.

  2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.

  3. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

  4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

  5. Поднимавшись, он быстро подошел к окну.

  6. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.

  7. Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.

  8. Усеянное звездами небо манило к себе.

  9. Потрескивая, горел костер.

10.Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.

Контрольный листок учителя:

  1. Вариант – 2, 3, 4, 7, 8.

  2. Вариант -1, 5, 6, 9, 10.

Взаимопроверка. Ключ с ответами поместить на доске.

Оценка за работу.

Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание

Повторить правила о деепричастиях.





















Свежие документы:  Урок русского языка в 8 классе по теме "Употребление обращений"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: