Цели и задачи: закрепить знания по определению предложений по интонации, постановки знаков препинания в конце предложения. Развивать виды речи, мышление. Обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к худ произведениям.
Тип: ур закрепления знаний
Методы: практический, частично- поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
2. Чистописание
— Охарактеризуйте звуки, которые обозначают буквы и, ш, й, к. (Буква и обозначает гласный звук, буква ш обозначает согласный звук, он глухой, всегда твёрдый, буква й обозначает согласный, всегда мягкий, звонкий непарный звук, буква к обозначает согласный, парный глухой.)
Вспомните и назовите несколько имён, начинающихся на буквы и, к (Ира, Игорь, Коля, Катя, Иван, Илья, Кирилл, Инна, Ксения.)
3. Работа по теме урока и развитие речи
сегодня мы будем путешествовать по сказкам, они нам помогут узнать, как одно предложение отделяется от другого, что содержит предложение, какие знаки препинания ставятся в конце предложений.
— какую речь вы знаете? (Мы знаем устную, письменную и внутреннюю речь.)
-Из чего состоит устная и письменная речь? (Устная и письменная речь состоит из предложений.)
— Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
Отгадайте загадку:
Жёлтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
рисунок лисы.- текст К.Д. Ушинского.
Лиса Патрикеевна
У кумушки-лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленка, мягкой травушкой выстланы.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
— Что интересного услышали?
Составьте предложения о лисе.
Несколько предложений на доске:
— чем предложение отличается от простого набора слов.
О чём говорится в этих предложениях? (В этих предложениях говорится о лисе.)
что хотел сказать автор.?
— лиса, журавль. Понятно, что я хочу сказать? Почему не понятно? Дополните эти слова так, чтобы была закончена мысль. О чём говорится в предложении? (Подружились лиса с журавлём.)
Аналогичная работа проводится с сочетаниями:
Лиса, гости. – Позвала лиса журавля в гости.
Журавль к ней. – Пришёл журавль к ней.
— Какой вывод вы можете сделать?
предложение должно выражать законченную мысль, слова в нём должны быть связаны между собою по смыслу.
Назовите, из какой сказки эти предложения?
— Назовите сказки, где лиса является главным героем.
4. Упражнение
— Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой)
— Как на письме одно предложение отделяется от другого? (На письме одно предложение отделяется от другого поставленными знаками препинания.)
Из чего состоит предложение (Предложение состоит из слов.)
Сколько слов в первом, втором, третьем предложениях?. О чём говорится в предложениях? (В предложениях говорится о лисе и журавле.)
— Как называется знак препинания в конце написанных предложений? (В конце написанных предложений стоит точка.)
5. Работа по развитию речи
— Расскажите, что было в сказке дальше?
Какие вам ещё известны знаки препинания? (вопросительный и восклицательный знаки.)
6. Физкультминутка
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
(Взмахи руками.)
Облетел, обходил,
(Ходьба на месте.)
Крылья, ноги натрудил.
(Приседания.)
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
(Наклоны головой.)
Отвечал он, пролетая:
(Руки вверх, влево, вправо.)
«Лучше нет родного края!»
7. Закрепление пройденного- комментированное письмо.
Пришла осень. Дни стали короче. На небо часто набегают серые тучи. Птицы готовятся к перелету в теплые края. Красивый наряд у природы! А ты любишь осень?
№29- восстановление деформированного текста/пис/
№30-вместо картинок написать слова- самост.
8. Итог урока
— Что полезного узнали на уроке? Как определяются предложения в устной и письменной речи? (В устной речи паузой, на письме – знаками препинания.)
Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
Как связаны слова между собой в предложении? (Слова связаны между собой по смыслу.)
Отгадайте :
1. Кто пригласил в гости журавля? (Лиса.)
2. Заяц его не съел, волк его не съел, медведь его не съел, а лиса съела. Кого? (Колобок.)
3. Что лиса меняла и на что в сказке «Лисичка со скалочкой»? (Скалочка.)
4. Прекрасная царевна лебедь превратила его сначала в комара, потом в муху и шмеля. (Князь).
5. В какую посуду журавль налил угощенье для лисы? (Кувшин.)
6. Кто оказался в мешке у лисы в сказке «Лисичка со скалочкой»? (Собака.)
Дом задание : работа по карточке.