КГУ « ОСШГ имени Н.А.Островского»
Урок русского языка
8 класс
на тему:
«Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами»
Учитель русского языка и литературы
Каирсынова Людмила Аюповна
2015 год
Урок русского языка, 8 класс
Тема: Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Цели: познакомить с условиями обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами; формировать опознавательные учебно-языковые и нормативные речевые умения и навыки. Оборудование: учебник, учебные тексты, фразеологический словарь. тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
I. Беседа
— Расскажите об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Приведите примеры.
— Что вы знаете об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями? Приведите примеры.
— Расскажите о случаях не обособления обстоятельств.
II. Лингвистический тренинг
Объясните смысл выражений: понуря голову, спустя рукава, скрепя сердце, повесив нос, положа зубы на полку (см. Школьный фразеологический словарь). Составьте с ними предложения. Какова синтаксическая роль данных фразеологических оборотов в предложении? В чем пунктуационная особенность этих предложений?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. В зависимости от смысловой нагрузки, слабой синтаксической связи с глаголом-сказуемым, степени распространенности оборота, могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями.
В таких обстоятельствах выражается различное значение: время, причины, условия и т. д.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на: несмотря на морковный румянец, она была миловидна (Л. Леонов).
Могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами и предложными сочетаниями вследствие, ввиду, за неимением, по случаю и др.: ввиду недостатка времени, не станем отклонятся от предмета лекции (А. Чехов), а также обстоятельства, выраженные существительными в дательном падеже с предлогами благодаря, вопреки, согласно: Благодаря хорошей погоде, в этом году был прекрасный урожай. Вопреки плохой погоде, в этом году был хороший урожай.
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений учащихся
Выборочно-распределительный диктант
Выпишите в один столбик обособленные определения с определяемыми словами, в другой — обособленные обстоятельства со словами, к которым они относятся.
Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок. На дворе множество людей, коих по разнообразию одежды и по общему вооружению можно было тотчас признать за разбойников, обедало, сидя без шапок, около братского котла. На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иглою с искусством, обличающим опытного портного, и поминутно посматривая во все стороны.
(А. С. Пушкин)
2. Практическая работа. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
(Не) смотря на поз..ний час было душно. 2. Вопреки предсказаниям моего спутника погода про..снилась и об..щала нам тихое утро (М. Ю. Лермонтов). 3. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям (не) обыкнове(н, нн)о ярки и пышны (М Пришвин). 4. Он отвечал (не) смотря в книгу. 5. Иллюминатор согласно боевой обстановк.. был тщательно зан..веш..н (А. Новиков-Прибой). 6. Согласно приказ.. командующего «Дмитрий Донской» вместе с другими крейсерами должен был без боя охр..нять транспорт (А. Новиков-Прибой).
(Ответы)
1.Несмотря на поздний час, было душно. 2. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Ю. Лермонтов). 3. Луговые цветы в этом году, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны (М Пришвин). 4. Он отвечал не смотря в книгу. 5. Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно занавешен (А. Новиков-Прибой). 6. Согласно приказу командующего, «Дмитрий Донской» вместе с другими крейсерами должен был без боя охранять транспорт (А. Новиков-Прибой).
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа
— Какие обстоятельства обособляются всегда? Приведите примеры с такими обстоятельствами.
— Почему не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, сидя, молча, не глядя и др.?
— При каких условиях происходит обособление этих слов?
— Почему не обособляются фразеологизмы спустя рукава, сломя голову ?
— С какой целью обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами?
VI. Домашнее задание. 1. Выучить теоретический материал учебника. 2. Выполнить задание на карточке по уровням (письменно).