Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 ст. Новорождественской
муниципального образования Тихорецкий район
имени Героя Советского Союза Георгия Алексеевича Бочарникова
Сценарий урока
по математике
в 6 классе:
Разработала и провела
учитель математики
первой категории
Ткачева Е.В.
Тема урока: «Модуль числа».
Цели урока:
1.)Обобщить умения и навыки нахождения модуля числа.
2.)Учить применять знания в практической ситуации.
3.)Развивать познавательный интерес.
4.)Формировать положительный мотив учения и прививать любовь к математике.
Содержание темы: данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.
Тип урока: урок обобщения, проводимый в форме урока – путешествия.
Организационные формы общения: индивидуальная, коллективная.
Структура урока: мотивационная беседа, с последующей постановкой цели урока (игровой замысел).
Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание, происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
Итог игры, подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Оборудование.
Презентация по теме «Модуль числа», мультимедийный проектор, учебник.
На доске записан план урока.
1.Организационный момент: готовность к уроку, инструктаж.
2.Средство передвижения.
3.Допуск к полёту.
4.Последние приготовления.
5.В невесомости.
6.Неизвестная планета.
7.Физкультминутка.
8.В открытый космос.
9.Мягкая посадка.
Ход урока.
1. Организационный момент. Готовность к уроку.
Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим нашу готовность к уроку. (Слайд 1.)
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
Будем учиться,
Будем расти.
К звёздам далёким
Проложим пути.
Инструктаж.
Сегодня на уроке мы обобщим умения и навыки нахождения модуля числа, будем учиться применять полученные знания в практической ситуации, развивать познавательный интерес, формировать положительный мотив учения и прививать любовь к математике.
Для этого мы отправимся в космический полет, в котором нам понадобятся не только знания по математике, но и умения быть честными и трудолюбивыми. Мы должны побывать на различных планетах, провести исследования и вернуться на Землю, совершив по возможности мягкую посадку. Я уверена, что эта миссия выполнима.
А результаты исследований мы будем заносить в маршрутные листы. (Слайд 2.)
В левом столбике записаны этапы урока, в правый столбик вы самостоятельно будите рисовать звёзды за каждое верно выполненное задание. В конце урока мы подведём итог и выставим оценки.
2.Средство передвижения.
На чем же мы с вами полетим? Ответить на этот вопрос нам поможет проверка домашнего задания. Открыли тетради. №959(а), №961, №968(какое задание необходимо было выполнить?). Возле каждого правильно выполненного задания рисуем звезду. Подсчитав их количество, занесите результат в маршрутный лист. №968 (кроме звезды каждому ответу поставьте в соответствие букву). Какое слово получилось? Модуль. Значит, мы будем путешествовать сегодня на космическом модуле. (Слайд 3.)
4.Допуск к полёту.
Чтобы попасть на него мы должны получить допуск к полету, а для этого необходимо вспомнить по опорному слову правила, которые понадобятся нам в полёте. Не забывайте за каждый правильный ответ рисовать себе в маршрутный лист звезду. (Слайд 4.)
5.Последние приготовления.
Для последних испытаний
Мы всем классом дружно встанем.
Начинаем устный счёт.
Те, кто правильно ответят на мой вопрос, садятся, рисуют звезду и прикалывают себе эмблему космонавта.
1.)Числа отрицательные новые для вас.
Лишь совсем недавно о них узнал наш класс.
Я называю числа, определите, положительные они или отрицательные: 7; -2/3; 0; -2,5; 100.
2.)Я даю задания. Они совсем несложные.
Называйте мне быстрей числа противоположные.
Назовите число, противоположное заданному:
а) 7; -2/3; 0; -2,5; 100; -(-80);
б) а=-1/2, -а=? ; -в=2/3, в=?; с=о, -(-с)=?
3.)Числа натуральные мы долго изучали,
а совсем недавно целые узнали.
Я даю различные задания на распознавание и расположение натуральных и целых чисел:
а) сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -3 и 3, назовите их;
б) какие натуральные числа расположены на координатной прямой между этими числами;
в) между какими целыми числами на координатной прямой расположено число 2,5; 0;
-61/3;
г) назовите все натуральные числа, меньшие 5;
4.)Модуль встретим, спору нет,
Положительный ответ.
Я называю числа, ребята находят их модули:
а) модуль -12,3; 0; 7/8;
б) модуль числа равен 7, каким может быть число?
в) найдите расстояние от начала координат до точки А(-22,4).
Внимание на экран:
проверьте равенство, решите уравнения, вычислите, какое из чисел на координатной прямой расположено правее, найти координаты точек.
(Слайд 5.) (Слайд 6.)
6.В невесомости.
Вы прекрасно справились с заданиями. Допуск к полёту получен.
За пультом управления сегодня Артём, я- командир, а вы- мой экипаж.
На карте изображён маршрут нашего путешествия.
(Слайд 7.)
Начинаем последний отсчёт:3, 2, 1, старт! Полетели…
Запишите в тетрадях: дату, классная работа и тема урока «Модуль числа». Во время путешествия мы посетим с вами различные планеты Солнечной системы и одну неизвестную планету. (Слайд 8.)
Первая планета, которую мы посетим — Меркурий.
Ребята приготовили нам сообщения о планетах.
Сообщение учащегося: это самая близкая к Солнцу планета.
Расстояние от Меркурия до Солнца составляет 58 млн. км. Твердая, каменная поверхность, слабая атмосфера. Меркурий движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля. Орбита планеты очень вытянута, поэтому температура поверхности меняется резко от 420°С днем до -160°С ночью.
Да, действительно на этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. Чтобы не замёрзнуть, нам нужно поработать и решить на доске и в тетрадях №953(2ст.).
(Слайд 9.)
Следующая планета – Юпитер.
Сообщение учащегося: пятая от Солнца планета –
Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого
водорода. Имеет 63 спутника. Диаметр:142 800 км.
Среднее расстояние от Земли: 5,2 а.е. Период обращения:
11,86 года.
Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому на нём царит вечная зима. Здесь мы долго не задержимся, решим устно № 955.
(Слайд 10.)
Очень красивая и привлекательная планета – Венера.
Сообщение учащегося: поверхность Венеры каменистая.
У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из
углекислого газа, которым ни люди, ни животные
дышать не могут. На Венере невыносимая жара,
приблизительно 500ºС.
Чувствуете,становится очень жарко? Давайте быстрее решать №956(а,б,г) и №958(а,б,в).
(№956(а,б,г) на моём примере выполняют самостоятельно, с последующей проверкой.)
7.Неизвестная планета. (Слайд 11.)
А это что за огромная неизвестная планета? Кто знает?
Сообщение учащегося: это шестая планета от Солнца–
огромный Сатурн. Температура его очень низкая.
Это газовая планета желтоватого цвета, ее окружают
удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
Имеет 60 спутников.
Эта планета мало исследована, поэтому на ней мы займёмся научно-исследовательской работой. Давайте решим уравнения. (Первое- решаю и показываю на доске, второе и третье- ребята решают сами на доске и в тетрадях по моему образцу.)
(Слайд 12.)
8.Физкультминутка.
Вы на славу потрудились
И немножко утомились.
Быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно. Врачи центра управления полетом (ЦУП) наблюдают за нашим самочувствием. Экипажу пора отдохнуть. Давайте проведём разминку для глаз. А теперь физкультминутка под веселую музыку.
(Слайд 13.) (Слайд 14.) (Слайд 15.)
9.В открытый космос.
Только что из ЦУП поступило задание. Выйти в открытый космос и провести тестирование. (Работа с тестом с последующей проверкой).
(Слайд 16.) (Слайд 17.)
Запишите в тетрадях «Тест», проставьте числа от 1 до 5 в столбик. Выберите вариант ответа, запишите букву, соответствующую выбранному ответу. Давайте теперь поменяемся тетрадями и проведём взаимоконтроль. Напротив каждого верного задания рисуем звезду. (Слайд 18.)
Поменяйтесь тетрадями. Подсчитайте количество заработанных звёзд. Результат занесите в маршрутный лист.
10.Мягкая посадка. Рефлексия деятельности.
Итак, миссия выполнена. Пора домой!
Чтобы посадка была мягкой необходимо ответить на мои вопросы.
Блиц- опрос.
Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Какие числа расположены правее нуля?
Назовите число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным.
Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
Существует ли число, имеющее два противоположных ему числа.
Может ли модуль числа быть отрицательным числом?
Какое число расположено на координатной прямой правее -10 или 10?
А какое из них больше?
А «Сравнение чисел»- это тема нашего следующего путешествия.
Подведём итог урока. Подсчитайте общее количество звёзд и поставьте себе оценку.
Учащиеся выставляют себе оценки. (Слайд 19.)
Поднимите руки те, кто получил «3», «4», «5». Молодцы! А кто же у нас заработал больше всех звёзд. Этих ребят мы награждаем сертификатами космонавтов.
(Слайд 20.)
Поставьте оценку в дневник и запишите домашнее задание: п.28, п.27(повторить правила), №967 (отметить на координатной прямой точки), (Слайд 21.)
№953 (3ст., по образцу классной работы), №964(а) (решить
уравнение) (на повторение).
В известной пословице говорится: «В гостях- хорошо, а дома- лучше».
И действительно…
(Слайд 22.)
Когда последний закруглен виток,
Так хорошо сойти на Землю снова.
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться.
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Сегодня мы с вами побывали на многих планетах Солнечной системы. С точки зрения астрономии планета Земля ничем не примечательна: она ни самая большая, ни самая маленькая; она ни ближе других к Солнцу, ни дальше всех. И все же она уникальна – на ней есть жизнь и на ней живём мы!
Спасибо за урок, до свидания!