5 класс
Урок-игра
«Полет к десятичным дробям»
Автор: Мамаева Ирина Валерьевна,
учитель математики
МОКУ средняя общеобразовательная школа
пгт Стрижи Оричевского района
Кировской области.
Тема: «Действия с десятичными дробями»
Цель:
Проверить умения выполнять действия с десятичными дробями устно и письменно.
Закрепить и проверить умения решать уравнения и задачи на десятичные дроби.
Развивать логику, смекалку и внимательность.
Воспитывать чувство коллективизма у детей и чувство сопереживания друг другу.
Развивать умение говорить.
Развивать интерес к математике.
Игра проводится в апреле, перед Днем космонавтики. Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Каждая группа – это экипаж корабля, которому предстоит совершить полет в страну «Десятичных дробей» со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет команда, которая знает законы сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей. Победит тот экипаж, который наберет больше очков за время полета в космос.
Учащиеся готовят тетради, ручки для вычислений. Садятся экипажами. Выбирается командир корабля, который руководит работой команды, и штурман, который заполняет маршрутный лист.
Каждый этап полета оценивается жетоном: коричневый – 1 балл, желтый – 2 балла, зеленый – 3 балла, синий – 4 балла, красный – 5 баллов.
Цвет выданного жетона зависит от количества правильно решенных примеров.
Девиз полета: «Вперед, к десятичным дробям!»
Учитель дает команду: «Поехали!!!»
I Этап.
Проводится инструктаж, проверяется готовность экипажей.
Знание правил.
Сложение (вычитание) десятичных дробей.
Умножение десятичных дробей.
Деление десятичных дробей.
Каждая команда дает формулировку одного правила с примерами. Отвечает механик корабля.
II Этап.
Проверим готовность к полету каждого члена команды.
По очереди каждый член команды выходит и решает пример.
1-й экипаж 2-й экипаж 3-й экипаж
3,4+2,2 4,9-2,5 2,7+4,5
— 4,5 х2 -5,1
+3 — 3,9 * 4
— 2,7 * 0,1 : 10
: 0,2 : 0,03 :0,2
* 0,01 + 1,2 * 0,1
Ответы: 1) 0,03; 2) 4,2; 3) 0,42.
III Этап.
Составить карту полёта.
Команде необходимо решить уравнения и заполнить таблицу.
|
|
|
|
|
|
| |
1,2 | 22,56 | 2,65 | 0,327 | 47,1 | 78,2 | 0,327 | 471 |
М) а : 3,2 = 7,05
К)100 * x = 32,7
А) y : 10 = 4,71
С)10x – 3,4 = 8,6
Е) c : 10 + 0,18 =0,445
Л) t : 4 – 3,25 =16,3
Если вы все сделали правильно, то у вас получится слово, которое определяет качество, необходимое в полете каждому космонавту.
Ответ: смекалка.
IV Этап.
Движение по более рациональному и правильному маршруту.
Вычислите, используя известные вам законы арифметических действий.
3,47+4,09+1,53+2,11
0,346+7,45+6,55+0,254
2*1,67*0,57
4*72,8*0,25
7,2*89,3+10,7*7,2
11,6*0,31-0,31*1,6
Ответы: 1) 11,2; 2) 14,6; 3) 16,7;
4) 72,8; 5) 720; 6) 3,1.
V Этап.
Полет с препятствиями.
Всем командам выдаются одинаковые задания. Члены каждой команды выходят и по очереди, решая пример, записывают ответ в пустую клетку. Необходимо правильно и как можно быстрее выполнить задание.
0,24+0,3 = ( )
2. ( ) * 100 = ( )
3. ( ) – 3,6 = ( )
4. ( ) : 0,2 = ( )
5. ( ) : 100 = ( )
6. ( ) – 0,5 = ( )
VI Этап.
Внезапная остановка-авария.
Необходимо командам устранить неисправность корабля.
Задание. На карточках для каждого экипажа приведены решения шести примеров, но в них пропущена запятая. Расставить запятые.
32+18=5
736-336=4
14*5=7
63-27=603
3+108=408
12*50=60
VII Этап.
Проверка среднесуточной температуры за бортом корабля.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Т°, С | 9 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 14 | 14 | 14 | 13 | 13 |
Время,ч | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Т°, С | 11 | 11 | 12 | 10 | 9 | 9 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 |
Найти среднесуточную температуру, вспомнив среднее арифметическое.
и округлите до целых. Ответ: 11
VIII Этап.
Проверка груза.
I отсек – 5 контейнеров по3,5 ц.
II отсек – 3 контейнера по 6,7 ц. 12, 5 т. общая масса груза.
III отсек – 2 контейнера по ? ц.
Найти массу контейнера в III отсеке.
Команды решают задачу, кто вперед даст ответ.
IX Этап.
Звездопад.
При посадке попали в звездопад. Каждый член команды получает звёздочку с примером.
Возведи во 2-ую степень.
82
1,22
0,12
12
0,162
0,32
Повторяя тему «Степень числа», необходимо правильно и как можно быстрее выполнить задание.
X Этап.
Подведение итогов.
Определение победителя по наибольшему числу баллов. Выставление оценок.
XI Этап.
Домашнее задание.
Дать домашнее задание тем учащимся, которые получили оценки ниже «5».
Маршрутный лист команды.
Фамилия Имя ученика | 1. | 2. | 3. | 4. | 5 | 6 | 7. | 8. | 9. | 10 | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|