Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Конспект урока по математике
по теме «Умножение на трехзначное число»
3 класс
Автор разработки:
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка
Липецк – 2013
Конспект урока по математике в 3 классе
Учебно-методический комплект «Перспектива»
Тема урока: «Умножение на трехзначное число»
(3 класс)
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Цели:
1.Познакомить с алгоритмом умножения на трехзначное число;
провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трехзначное.
2.Развивать навыки решения текстовых задач;
отрабатывать навыки устного и письменного счета;
способствовать развитию логического и математического мышления.
Оборудование: доска, чертеж к задаче (формат А3), таблица «Алгоритм умножения на трехзначное число».
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, какие предметы придумали люди для более быстрого счета?
(калькуляторы, счеты, компьютеры)
-Представьте, что сломались все электронно-вычислительные машины, а нам срочно нужно считать. Как мы поступим? (Будем считать устно)
— «Без устного счета не сдвинется с места любая работа!»
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
а) Прочитайте выражения, определите порядок действий, и устно найдите значение выражений.
(16∙6+4):25∙18 (480-15∙2):15∙90
(300+150)∙4
— А каким иным способом мы можем найти значение последнего выражения?
300∙4+150∙4
— Какое свойство умножения вы применили? (Распределительное свойство умножения).
-Кто сможет его озвучить?
-Молодцы, ребята, вы хорошо считаете устно и умеете применять распределительное свойство умножения, а это будет нам необходимо на уроке, где нас ждут новые открытия.
б) Я предлагаю вам решить задачу, а помощником будет чертеж.
Дачный участок, имеющий прямоугольную форму, разделили на три части: сад, огород, хозяйственные постройки. Первую часть, размером 25м на 15м, отвели под сад; вторую часть, размером 15м на 15м, заняли под огород; а третью часть с размерами 10м на 15м отвели под постройки. Вычисли площадь дачного участка.
25м 15м 10м
|
|
15м
— Какие 2 различных способа решения задачи вы можете предложить?
К доске выходят 2 ученика и решают задачу разными способами.
— Какое выражение можно составить к задаче, решая ее первым способом:
( 25 + 15 + 10) ∙ 15
— Какое выражение можно составить к задаче, решая ее вторым способом:
25 ∙ 15 + 15 ∙ 15 + 10 ∙ 15
— Чему равно значение 1 выражения? (750). А 2 выражения? (750).
— Какой знак мы поставим? Что вы заметили? ( Решали по- разному, а ответы получили одинаковые).
— Зависит ли нахождение S участка от способа вычисления? (нет)
— Посмотрите, какое математическое свойство мы с вами применили?
— А сколько здесь у нас было слагаемых?
— Я думаю, мы сможем с вами записать распределительное свойство умножения, которое будет верно и для 3 слагаемых. Чтобы записать его в общем виде, мы будем использовать буквы латинского алфавита.
( a + b + …) ∙ d = a ∙ d + b ∙ d + …
— Что необходимо дописать в левую часть равенства? (с- 3 слагаемое)
— Какое произведение мы допишем в правую часть равенства? (с ∙ d).
Вывод: распределительное свойство будет верно и для 3 слагаемых.
в) Учитель выписывает на доске выражения:
156∙324
156∙(300+20+4)
156∙300+156∙20+…
— Среди данных выражений найдите 2 таких, значения которых будут равны.
— Почему? (Подчиняются распределительному свойству умножения).
— Что нужно дописать в третье выражение, чтобы оно не было лишним?
Вывод: Молодцы ребята, вы хорошо усвоили, что это свойство умножения
верно и для 3 слагаемых.
— Я предлагаю вам вычислить произведение чисел 156∙324 письменно в столбик за 1 минуту. Два ученика работают у доски.
3.Выявление места и причины затруднения
Вы смогли выполнить задание?
— Почему это задание не получилось?
— Чем данный пример отличается от тех, которые встречались нам раньше?
— Где возникло затруднение? (Не знаем, как правильно подписать третье неполное произведение)
— Значит, какого алгоритма мы не знаем? ( Мы не знаем алгоритм умножения на трёхзначное число).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, как умножить на трёхзначное число).
— Значит, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Умножение на трёхзначное число).
Учитель открывает тему на доске.
— Как вы думаете, что нам может помочь? (Алгоритм)
Фронтально составляется план выхода из затруднения.
Алгоритм умножения на трехзначное число:
1)Записать трехзначный множитель под данным числом так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
2)Умножить последовательно на единицы, десятки и сотни трехзначного числа. (В записи сдвинуть число десятков на 1 разряд влево, а число сотен на 2 разряда влево).
3)Сложить полученные произведения.
— Что будем делать сначала? (ученик читает 1 пункт алгоритма).
— Что будем делать потом?
— О чем необходимо помнить?
— Молодцы! Составленный вами план действий приведёт к положительному результату.
5. Реализация построенного проекта.
— Для качественного получения результата предлагаю поработать в группах.
Ваша задача – разбиться на 4 группы и, используя составленный алгоритм, найти значение выражения 156 х 324
Дети работают по алгоритму, каждая группа оформляет на доске пример.
-Смогли вы теперь преодолеть затруднение и самостоятельно составить новый алгоритм?
— Что вы сами сможете делать? (Умножать на трёхзначное число).
— Какой наш следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— А сейчас мы с вами будем упражняться в умножение на трехзначное число в столбик.
№4, с. 38 – комментирование вслух.
— На что будем опираться при вычислении? (На составленный алгоритм).
Фронтальная работа у доски. Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Найдите значение выражений:
×459 ×123
132 254
—— ——
918 492
+1377 + 615
459 246
——— ———
60588 31242
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, самопроверка осуществляется по образцу, написанному на обратной стороне доски.
— Кто выполнил все задания без ошибок?
— Кто не смог правильно найти значение выражения? Как ты думаешь почему?
— Исправьте ошибки.
— У кого нет ошибок, поставьте себе «+», а у кого есть – «?»
— Нужно нам ещё потренироваться в решении таких примеров.
8. Включение в систему знаний и повторение
— Где можно встретить умножение на трёхзначное число? (В решении примеров и задач).
— Найдите в учебнике задание № 5 на странице 38.
— Решите примеры и расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— С каким новым видом умножения мы с вами познакомились?
— Кто может рассказать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное ?
— Оцените свою работу на уроке.
— Для тех, кто испытывал затруднения на уроке, рекомендую№4 (1строка). Кто не испытывал затруднения и хочет знать больше, рекомендую № 6 на стр.38.
— Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня!
Литература:
Математика. 3 класс. Часть 3./ Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 80 с.: ил.
Математика. 3 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд. 4-е, переработанное и дополненное/ Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство
«Ювента», 2010. – 304 с.: ил.
Семакина Л. И., Гараева Я. Ш. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Л. Г. Петерсон: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 336с.