Обобщающий урок по алгебре и началам анализа.
Тема: «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
Тип урока: Урок применения знаний, умений, навыков в новой ситуации (Урок систематизации и обобщения изученного материала)
Цель урока:
Образовательная:
повторить, углубить, обобщить приобретённые знания по теме решение логарифмических уравнений и неравенств. Вызвать интерес к урокам математики.
Развивающая:
развивать логическое мышление учащихся, познавательную активность, развитие умений сравнивать, обобщать, правильно излагать мысли;
Развитие логического мышления и интуиции при решении задач и умение работать в проблемной ситуации.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к предмету, коллективизм, аккуратность, дисциплинированность, чувства собственного достоинства.
воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.
Оборудование:
плакат «Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее,
крепче, умнее» (В. Шукшин); меню – задания, раздаточный материал с
заданиями.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Французский писатель Анатоль Франц (1844-1924 гг.) заметил:
«Что учиться можно только весело…..
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом»
Последуем совету писателя – будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они скоро вам понадобятся при сдаче ЕГЭ.
Перед вами стоит задача – повторить свойство логарифмов, логарифмические функции, типы, методы и особенности решения логарифмических уравнений и неравенств.
2 План урока.
Звучит тихая музыка.
Функция – это одно из математических и общенаучных понятий. Она выражает зависимость между переменными величинами. Любая область знаний – физика, химия, биология, социология, лингвистика и многие другие – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязь между этими объектами. Сегодня на нашей встрече в математическом кафе постараемся вспомнить основные свойства логарифмической функции, решение логарифмических уравнений и неравенств используя основные свойства логарифмов.
Вас обслуживают официанты …Учащиеся рассажены за четыре столика.
Вашему вниманию на столах предложено меню. Блюда можете выбирать сами из предложенных. Но наше кафе необычное – математическое, поэтому после каждого блюда каждый столик должен расплатиться (т.е. отчитаться о выполнении задания). Расчёт с вами буду производить я. Наше кафе начинает работу, прошу официантов принять заказы на холодные закуски. Команда выполняет все задания, предложенные в данном разделе.
Холодные закуски:
Вычислите устно:
1 столик:
а) , , , .
б) сравните: и ; и
в) найдите , если : ,
2 столик:
а) , , , .
б) сравните: и ; и
в) найдите , если : ,
3столик:
а) , , , .
б) сравните: и ; и
в) найдите , если : ,
4 столик:
а) , , , .
б) сравните: и ; и
в) найдите , если : ,
С холодными закусками наши посетители кафе справились.
2) Первые блюда:
Официанты принимают заказы на первое блюдо, а это – работа с тестом (на каждый столик выдаётся тест, после верного решения, учащиеся прочтут фамилии ученых которые были основоположниками логарифма)
Тест с кодированными ответами:
1 столик:
124-р, 32-е, -п, 4-н | |
| -р, 1-е, -1-п, 6-н |
| 81-р, 54-е, 8-п, 29-н |
| -р, 2-е, -п, 4-н |
| -р, 1-е, -п, -2-н |
(Ответ: Джон Непер шотландский математик, который впервые предложил использовать запятую, как математический знак и в 1614 г. изобрел логарифм.
2 столик:
75-т, 3-о, -р, 35-д, 12-е | |
| -1-т, -о, 1-р, 10-д, 11-е |
| 8-т, 16-о, 64-р, 12-д, 32-е |
| 1-т, -о, -р, -д, 3-е |
| -т, 1-о, -р, -д, -е |
(Ответ: Уильям Отред математик, который вместе с Эдмундом Уингейтом в 1620 году изобрели первую логарифмическую линейку, которая до появления карманных калькуляторов являлась неизменным инструментом инжинера)
3 столик:
75-й, 27-л, 4-э, 3-р, 12-е | |
| -1-й, -л, 1-э, 10-р, 11-е |
| 8-й, 64-л, 16-э, 12-р, 32-е |
| -2-й, -л, -э, -р, 1-е |
| -й, 1-л, -э, -р, -е |
(Ответ: Эйлер математик, который дал современное определение логарифмической функции в 1748 году и ввел понятие натурального логарифма)
4 столик:
32-ю, 6-б, 4-г, 3-р, 12-и | |
| 3-ю, -б, 1-г, 10-р, 11-и |
| 8-ю, 64-б, 16-г, 100-р, 32-и |
| -2-ю, -б, -г, -р, 1-и |
| -ю, 1-б, -г, -р, -и |
(Ответ: И. Бюрги математик, который первым составил логарифмические таблицы)
3) Вторые блюда: решение уравнений и неравенств
Приступаем ко вторым блюдам. Официанты принимают заказы. Заказ принят, идёт раздача блюд.(необходимо решить логарифмические уравнения и неравенства)
1 столик:
2 столик:
3 столик:
4 столик:
4) Десерт.
Расшифруйте одно из высказываний французского математика
СД Пуассона. (Необходимо верно вычислить, найти ответ в таблице и получится
высказывание)
2 | Тремя | 8 | |
Двумя | 1 | Вещами | -2 |
Занятием | 5 | И | 6 |
Математикой | 1/5 | Арифметикой | 5/7 |
Преподаванием | 4 | Её | 1/3 |
Украшается | 3 | забыванием | 10 |
161/4=
=
loq55=
loq51/25=
loq232=
5-1=
361/2=
loq82=
loq381=
( Ответ: Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием)
5) Домашнее задание: карточки с дифференцированными заданиями.
Подведение итогов работы учащихся. На этом наше кафе заканчивает свою работу. До новых встреч!
6) Итог урока:
Музыка может возвышать или умиротворять душу
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни,
А математика способна достичь всех этих целей.