Урок по теме «Квадрат и куб числа», 5-й класс
Замалетдинова Алсу Мансуровна
учитель математики, МБОУ «Убеевская средняя школа
Дрожжановского муниципального района РТ»
Цели урока:
Закрепить умение вычислять квадраты и кубы чисел, умение выполнять вычисления, зная порядок выполнения действий, если в выражении есть квадраты и кубы чисел.
Развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей.
Воспитание самостоятельности, интереса к предмету.
Выполнение теста.
Познакомить с биографией русского математика Андрея Николаевича Колмогорова .
Оборудование:
мультимедиа проектор, презентация « Квадрат и куб числа».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Ребята, здравствуйте.
— Какое сегодня число?
— Сегодня 10 декабря
— Какой сейчас урок?
— Сейчас урок математики.
— Кто сегодня дежурный?
— Я дежурный.
— Кого нет в классе?
— В классе все.
— Что было задано на дом?
— На дом задано решить примеры на квадраты и кубы чисел.
— Все выполнили домашнее задание?
— Да.
— Вопросы есть? Что непонятно было?
— Вопросов нет.
2. Актуализация знаний учащихся:
а) Упростить выражение:
25х + 15 х;
12у – 3у;
9а + 9а – 4а;
80c-35c-14c;
8в+в-9в;
35х+5х
б) Квадрат и куб числа
а² и а³
Вторая и третья степени числа имеют особые названия.
Вторую степень называют – Квадратом.
Квадрат числа 2 равен 4,
Квадрат числа 3 равен 9.
Запись 2² читают: «Два в квадрате».
г) Рассмотрим квадрат со стороной 2 см.
д) Третью степень называют – Куб.
Запись 2³ читают: «Два в кубе»
5¹º
Читают: «пять в десятой степени»
5 – основание степени
10 – показатель степени,
который показывает, сколько множителей
было в произведении
е)Назовите основание и показатель степени
2. Проверка домашнего задания (примеров). Поставьте знаки: «больше», «меньше», «равно».
7²…5² |
4. Решение примеров на квадраты и кубы чисел.
Записать произведение в виде степени и вычислить.
3.3.3.3
5.5.5
2.2.2.2.2.2
2. Работа устно:
12 + 23
13 + 22
33 + 42
102 + 62
(1 + 2)3
5 + (4 + 1)3
IV. Самостоятельная работа
Решить № 658,659,660
Тест. Квадрат и куб числа
1. Что означает вычислить квадрат числа?
Найти суму
Найти разность
Найти произведение
2. В каком порядке выполняются действия, если в них содержится квадрат числа?
По порядку слева на право
Квадрат вычисляют до выполнения других действий
Сложение потом квадрат
3. Что означает вычислить куб числа?
Найти произведение
Найти сумму
Найти частное
4. Вычисли 72.
14
49
9
5. Вычисли 53.
15
8
125
6. Назови корень уравнения у • у = 81.
9
3
27
7. Найдите значение выражения 42 + 32
14
25
49
8. Найдите значение выражения 23 + 33.
35
15
125
9. Найдите значение выражения (5 + 4)2
31
81
18
Правильные ответы.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
V. Индивидуальная работа по карточкам
92 + 31
100 – 72
102 – 82
8 + (9 – 5)3
122 : 6
VI. Разминка ума.
Три синих попугая капитана Флинта съедают 3 кг корма за три дня, 5 зеленых попугаев – 5 кг корма за 5 дней, а 7 оранжевых – 7 кг корма за 7 дней. Какие попугаи самые прожорливые?
VII. Дополнительный материал
Один из учеников приготовил доклад о выдающемся советском математике академике Андрее Николаевиче Колмогорове.
КОЛМОГОРОВ Андрей Николаевич (1903-87), российский математик, основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций.
Андрей Николаевич
решил много сложных задач совершил не одно открытие в разных разделах математики. Но радость своих первых «открытий» он познал рано. Андрей Николаевич рассказывал, что до поступления в гимназию в возрасте пяти-шести лет он любил придумывать задачи, подмечал интересные свойства чисел. Эти открытия публиковал в домашнем журнале.
Вот одно из этих «открытий» шести летнего Колмогорова. Он заметил, что
1²=1
2²=1+3
3²=1+3+5
4²=1+3+5+7
VIII. Подведение итогов урока
Домашняя работа № 663, 665 ( 1,2).