Тема: «Проценты»
учитель: Осипова Светлана Александровна
Цели урока:
Обучающие:
познакомиться с понятием «процент»;
научиться находить процент различных чисел и величин;
переводить проценты в десятичную дробь и обратно;
научиться решать задачи на проценты.
Развивающие:
развитие умений и навыков сравнения;
развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
выявление закономерностей и обобщение учебного материала;
творческих способностей, интереса к математике, кругозора.
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения друг к другу, взаимопониманию;
воспитание точности, аккуратности;
воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
воспитание уверенности в себе, самооценке своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Будь внимательней дружок,
Начинается урок.
Посмотрите, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все кто правильно сидит?
И внимательно глядит.
Будет нынче получать
Только лишь отметку пять!
(Слайд 1)
II. Актуализация знаний и подготовка к восприятию нового материала.
устный счет.
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
1)Выразить (слайд 2)
25кг = ц
1,9р = коп
7,6м = см
18,9га = а
2)Вычислить: Правило умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 0,1, 0,01
82,34:100= 82,34 *0,01 = 24,7:10 =
3,4*10 = 0,27* 10 = 6 ,7:10 =
2,653*100 = 0,42*100 = 67,5:100 =
3)Вычислить: (действия над десятичными дробями) (слайд 3)
1) 2,8*7 5) 8*0,04
2) 0,74+0,26 6) 0,7*5
3) 0,691*100 7) 0,53 =3
4) 3-0,44 8) 23:10
1 | 3,5 | 69.1 | 0,32 | 0,23 | 0,4 | 2.56 | |
т | р | н | о | е | ы | п | ц |
III. Введение новой темы
1.Мотивация
1)Итак, тема урока сегодня называется «Процент». (Ученики открывают тетради, записывают число и тему урока) (слайд 4)
На уроке вы узнаете: что такое процент, откуда появилось это понятие, научитесь переводить проценты в дроби, и дроби в проценты, научитесь решать задачи на проценты.
2)А что вы знаете о процентах? Знакомо ли вам это слово? Где слышали, встречали? Учащиеся дают свои ответы на вопрос. Примеры (скидки, банки, кредиты…)
3)Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты ( и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору и в школе.) Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ (пример задачи на проценты из ЕГЭ). Тему процентов использовали в своих произведения в литературе (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов ит.д.)
2.Что же такое процент? (Слайд 5)
½ — половина ¼ — четверть
1/3 – треть 1/100 — ? (процент)
(слайд 6)
Перед вами квадрат. Квадрат разделен на 100 квадратиков. Значит, 1 квадратик составляет 1/100 часть квадрата.
Определение: сотая часть числа называется процентом.
Какого числа? Любого, любой величины.
Запишем в тетрадь
1% = 1/100 или 1% — 0,01
1% = 1/100 = 0,01
Сколько % составляет 15 квадратиков? 15/100=15%. Сколько % составляет 3 квадратика? 3/100=3%
3.Откуда появилось это слово, и что оно означает? (Слайд 7)
4.Когда появилось понятие процента (история) (Слайд 10)
5.В математике мы часто встречаемся с сотой частью числа. Например:
1 коп- 1/ 100 часть рубля
1см — 1/100 часть метра
1кг — 1/100 часть центнера (Слайд 9).
Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. (от латинского на сто)
Значит, 1 % это одна сотая доля. (слайд 10)
1=100%
½=50%
¼=25%
¾=75%
IV.Упражнения
1)Зная, что 1%=1/100=0,01 можно любое количество % записать в виде дроби
— Какой? Обыкновенно или десятичной? (Любой) (слайд 11)
Примеры: 1%=1:100=0,01
45%=
30%=
2%=
150%=
2)Если мы умеем переводить % в дроби, значит, сможем это сделать и наоборот.
Переводим дроби в % (слайд 12)
Примеры: 0,05 *100% = 5%
0,12=
0,48=
1,36=
Вывод (Слайд 13)
3) А теперь выполните задание самостоятельно (Работа в тетрадях) (Слайд 14)
— Запишите в виде десятичной дроби:
6%,45%, 123%, 2,5%, 0,4%
— Запишите в процентах десятичные дроби:
0,87; 0,07; 1,45; 0,035; 2,672; 0,907.
4) А сейчас мы будем учиться решать задачи на нахождение числа от числа.
(Слайд 15)
Задача 1. Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов.
Из них 32% составляют костюмы черного цвета.
Сколько костюмов черного цвета выпустила фабрика?
Всего костюмов — 1200
Черного цвета — 32%
Ск-ко костюмов черн. цвета-?
1200=100%
? = 32%
Решение: 1200:100= 12 костюмов в 1%
12*32=384 костюма
Задача 2. Решите самостоятельно. (слайд 16)
На поле, площадь которого 620 га, работали хлопкоуборочные машины. За сутки они убрали 15% всего поля. Сколько гектаров хлопка убрали за сутки?
V. Физкультминутка (слайд 17)
Мы славно потрудились и славно отдохнем.
Я даю задание и ответы. Если ответ правильный руки – вперед, нет – руки вверх, голову вверх, хлопок
1)процент- это десятая часть числа нет
2) 0,5=50% да
3) ¼= 10% нет
4) 7%=0,7 нет
5)1/8=0,125 да
6)0,34=34% да
7)1%= 100 нет
VI. Закрепление.
Самостоятельная работа ( слайд 18)
1 вариант
1. Запишите в виде десятичной дроби: 9%=_____; 99%=_________ 73%=______; 115%=______.
2. Совхоз государству сдал 4500 кг овощей. 60% сданных овощей капуста. Сколько кг капусты сдал совхоз?
1)__________________________________.
2)__________________________________.
2 вариант
1. Запишите в виде десятичной дроби: 4%=_____; 58%=______; 88%=_________ 136%=______.
2. На базу привезли 2500 кг фруктов. Яблоки составляли 80% всех фруктов. Сколько яблок привезли на базу?
1)__________________________________.
2)__________________________________.
VII. Итог урока. (Сайд19)
О чем вы узнали сегодня на уроке?
Что такое процент?
Как найти процент от числа?
Как найти число по его процентам?
Рефлексия. На листочке с ответами ученики рисуют смайлик (слайд 20)
Оценки.
Домашнее задание: (слайд 21)
П. 40
Стр. 336-337, прочитать текст под рубрикой « Исторические сведения».
№ 1569; № 1570; № 1571