Конспект урока для 1 класса «Вот и осень пришла»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОЙКОВСКИЙ»











Конспект урока для 1 класса

«Вот и осень пришла»







подготовила

методист

Сомова Татьяна Геннадиевна










Москва

2013

Пояснительная записка.

В Детско-юношеском центре «Войковский» большое внимание уделяется обучению детей не только школьного, но и дошкольного возраста. На базе центра работают объединения по развитию детей дошкольного возраста в области музыки, рисования, но, пожалуй, наиболее важным аспектом является общее развитие речи и логического мышления, подготовка к обучению в школе. Предлагаем Вашему вниманию конспект занятия, разработанного для обучения детей по предмету «Развитие речи» в рамках программы «Развивающий курс для дошкольников». Занятие может быть проведено не только в учреждении дополнительного образования, но и в детском саду.

Возраст обучающихся: 6 лет.

Форма проведения: групповая (группа 12-15 человек).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель: Развитие речевых навыков у обучающихся путем обучения составлению описательного рассказа на тему «Осень».

Задачи:

Развивающие. Развитие диалогической речи. Развитие координации речи с движением. Развитие речевого дыхания. Развитие навыка ориентировки в окружающем пространстве. Развитие эмоций, чувственного восприятия. Развитие психических процессов: логического мышления, слухового и зрительного внимания, памяти и воображения.

Образовательные. Формирование умений отвечать на поставленные вопросы, обучение правильной постановки вопросов, умению правильно вести беседу. Обучение способу образования прилагательных от существительных, образования существительных в родительном падеже. Обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные. Развитие интереса к учебным занятиям. Развитие умения внимательно слушать взрослых и сверстников.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • книга-сказка;

  • компьютерная презентация с картинками осеннего пейзажа (видео ряд — подборка: «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень», «Дождливая осень», «Поздняя осень», «Дует сильный ветер», «Листья облетели», «Ковёр из осенних листьев», «Птицы улетели в тёплые края», «Ветер», видеоряд для пословиц и поговорок) с озвучкой ветра, дождя;

  • кукла-перчатка – заяц;

  • желтые листья клёна;

  • мячик;

  • компьютер, проектор.



Ход занятия.

  1. Организационный момент.

ПЕДАГОГ: Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено осени! А знаете ли вы, что такое осень? Садитесь на места те, кто загадает загадку об осени.

ДЕТИ (по очереди загадывают друг другу загадки об осени, заранее выученные, и садятся на свои места):

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. 

(Осень)

  

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это — …

(Дождь)

 

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)


Летит, а не птица, Воет, а не зверь.

(Ветер)


Не колючий, светло-синий

По кустам развешан …

(Иней)

 

Солнце больше нас не греет,

Холодком позёмка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее … 

(Ледок)

 

Дождь и слякоть,

Грязь и ветер,

Осень, ты за всё в ответе!

Мёрзнет, мёрзнет человек,

Выпал первый белый …  

(Снег)

 

Сначала клин, потом блин. Течет вода – ему не беда.
(Зонт)

 

 Летит птица по синему небу: крылья распластала, солнышко застлала.

(Тучи или облака)

 

 Я как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое?

(Плащ)

 

Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют.

(Листья)

 

В этот гладкий коробок 

Бронзового цвета 

Спрятан маленький дубок 

Будущего лета.

( Жёлудь)


У кого шапка без головы, 

А нога без сапога?

( У гриба)

 

Между сосен, между елок 

Бродит тысяча иголок. 

Но не сделать ни стежка 

Все иголки без ушка!

(Ежик)


  1. Основная часть.

    1. Чтение стихотворения и одновременно образование прилагательных и наречий по аналогии (игра с мячом)

ПЕДАГОГ: Сегодня я расскажу вам интересную сказку про зайца. Но сказка эта особенная, потому что вы будите помогать мне её рассказывать. Хорошо?!

Ходит осень по дорожке, 

Промочила в лужах ножки. 

Какие ножки стали у осени?

Педагог кидает мяч ребёнку, который отвечает и возвращает мяч

ДЕТИ: Мокрые!

ПЕДАГОГ: Правильно, мокрые.

ПЕДАГОГ:

Льют дожди, 

И нет просвета, 

Затерялось где-то лето. 

Нет просвета — значит хмуро или ясно?

ДЕТИ: Хмуро!

ПЕДАГОГ:

Ходит осень,

Бродит осень, 

Ветер с клёна листья сбросил. 

Клёны стоят с листвой или без листвы?

ДЕТИ: Без листвы!

ПЕДАГОГ: Как ещё можно назвать деревья без листвы?

ДЕТИ: Голые.

ПЕДАГОГ:

Под ногами коврик новый, 

Жёлто-розовый кленовый. 

(Появляется игрушка заяц)

ПЕДАГОГ:

Зайка этот в тот момент

Пробегал весь белый свет.

Он устал, стоять не стал

И упал в листву… поспал.

Листья стали с веток падать, носик щекотать,

И Заяц стал с листьями играть.

    1. Развитие дыхания. Игра-импровизация «Осенние листья»

ПЕДАГОГ: Давайте, ребята, тоже попробуем поиграть с кленовыми листьями.

У всех на столе лежит кленовый листочек. Давайте представим, как сильно подул ветер и сорвал листочки с деревьев. Сильно подуйте и подкиньте листочки вверх.

Дети под звуки ветра выполняют дыхательное упражнения.

ПЕДАГОГ: Ребята, представьте себе, что вы — листочки. Покажите, как облетают листочки с деревьев осенью, когда подует сильный ветер. Все листочки полетели медленно, плавно кружась и сели на свои места.

Дети выполняю задание.

ПЕДАГОГ: Теперь попробуйте показать полёт листьев только руками, кончиками пальцев.

Дети выполняют задание.

ПЕДАГОГ:

Листьев сколько навалило!

Дальше зайка побежал

От мороза задрожал.

Покажите, как?

Дети показывают.

Вдруг, услышал шум и гам

То ли ветер, то ли смех?

Любопытство взяло верх.

Как вы понимаете это выражение «любопытство взяло верх»? Что это значит? Испугался заяц шума или нет, и побежал дальше, узнать, что это за шум и смех? Покажите, что почувствовал заяц.

Двигательная импровизация.

    1. Составление предложений по сюжетной картине

ПЕДАГОГ: Заяц побежал дальше, потому что ему стало любопытно, интересно, что это за шум. Выбежал заяц из леса и увидел… Хотите узнать, что увидел заяц?

ДЕТИ: Заяц выбежал из леса и увидел поле. Трава на поле пожелтела. А впереди – пруд. К пруду пришли на водопой коровы. Коров было пять, и они были коричневые. Над полем, прудом, коровами кружила стая птиц. Эти птицы – перелетные, они собрались в теплые края.

(Дети составляют предложения по большой сюжетной картине)

ПЕДАГОГ: Молодцы, ребята!

    1. Изменение слова по падежам

ПЕДАГОГ: Закончите предложение одним и тем же словом «листопад» в нужной форме

Листья кружатся, летят, что мы видим (что?) … листопад

Рады мы (чему?) … листопаду.

Листья в воздухе кружатся, мы любуемся (чем?) … листопадом.

Осень краску подарила,

Листья в пляску закружила.

О чем мы говорим? (о чем?) … о листопаде.

    1. Физкультминутка. Импровизация движений под музыку Фредерик Шопена — Осенний вальс

ПЕДАГОГ:

Говорит Листочку лист:

«Потанцуем, братец, твист!

Ветерка дождёмся только».

А Сестрица: «Лучше польку!»

«Танго! Вальс! Кадриль! Фокстрот!» —

Шелестит Листва. И вот:

— Ветер!

— Ветер!

— Ветер!

— Ве… –

Покатилось по Листве.

Ветер тоже встрече рад

Ах, какой был листопад!

ПЕДАГОГ: Ребята, давайте попробуем под этот прекрасный осенний вальс представить, как кружатся пожелтевшие листья.

Дети импровизируют движения падающих листьев.

    1. Разгадывание пословиц и поговорок

Заяц: Ребята, а вы знаете, почему я путешествую? Я собираю пословицы об осени. Может, вы поможете мне?

(Дети отгадывают пословицы с помощью видеоряда)


ПЕДАГОГ: Весна красна цветами, а осень …

ДЕТИ: снопами


ПЕДАГОГ: Осень — время собирать …

ДЕТИ: урожай


ПЕДАГОГ: Чем больше муравьиные кучи, тем …

ДЕТИ: суровее будет зима


ПЕДАГОГ: Красна ягодка, …

ДЕТИ: да на вкус горька


ПЕДАГОГ: Любишь кататься — …

ДЕТИ: люби и саночки возить


ПЕДАГОГ: Теплая осень — …

ДЕТИ: к долгой зиме.

ПЕДАГОГ: Ребята, нет ли тут лишней пословицы? Все ли они говорят об осени?

ДЕТИ: лишняя пословица «Любишь кататься — люби и саночки возить».

Заяц: Спасибо, ребята, что помогали мне всегда. Я не забуду вас никогда. До свидания.

  1. Итог занятия

ПЕДАГОГ: Вот и сказки конец, а кто слушал и сочинял её – молодец. А, может, кого-то из вас можно сегодня особенно выделить и похвалить за старание? Какие задания вам понравились больше всего? Спасибо!




Список использованной литературы


  1. Кодиненко Г.Ф. Сто загадок от А до Я для детей 4 – 6 лет. – М.: «Айрис-Пресс», 2010.

  2. Морозова Е.И. Осенние праздники в детском саду. – М.: «АСТ, Сталкер», 2007.

  3. Бочкарева О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Подготовительная группа. – М.: «Корифей», 2008.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://сезоны-года.рф

  2. https://www.vseodetyah.com


9



Свежие документы:  Входная диагностическая работа для учащихся 1-х классов

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: