Конспект урока для 1 класса на тему «БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 46 «Калинка»

комбинированного вида»

г. Северодвинска Архангельской области












Конспект урока для 1 класса на тему

«БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»






подготовили

Старший воспитатель

Мельчакова Ирина Васильевна,

Иванова Марина Васильевна

воспитатель






г. Северодвинск
2013

Актуальность

За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Одним из таких направлений являются проекты, направленные на благоустройство территории организаций и учреждений и частных территорий.

Благоустройство территории необходимо, как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь свое «лицо”, свой имидж. В детском саду должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение детского сада, её территория были притягательными, в чем-то волшебными.

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Как говорил К.Д. Ушинский: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим.

Содержанию территории нашего детского сада в силу многих причин много лет не уделяли внимания, не поддерживали в надлежащем состоянии: газоны вытоптаны, клумбы разрушены, цветники запущены, часть кустарников засохли, заболели. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники и сад будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей, что позволит изменить их отношение к природе во избежание экологических проблем.

Весной 2012 года перед педагогами МБДОУ №46 «Калинка» встала задача по благоустройству территории. Данная задача была решена через практико-ориентированный проект.

Цель проекта: экологическое и эстетическое благоустройство территории ДОУ, создание эколого-развивающей среды, формирование у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя.

Задачи:

1. Благоустроить и озеленить территорию ДОУ;

2. Формировать навыки и принципы осознанного, экологически целесообразного поведения в природе, культуры общения с окружающим миром, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;

3. Привлечь родителей воспитанников к работе по улучшению состояния территории образовательного учреждения;

4. Повысить творческую активность сотрудников и воспитанников в образовательном учреждении, развить эстетический вкус и дизайнерские способности;

5. Воспитывать уважение к созидательной деятельности человека и негативное отношение разрушительной деятельности по отношению к природе.

Участники проекта: коллектив МБДОУ № 46 «Калинка», воспитанники ДОУ, члены семей воспитанников.

Сроки реализации проекта: апрель – август 2012 года.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

  • благоустройство и озеленение территории ДОУ;

  • создание экосистемы детского сада;

  • создание разнообразных малых архитектурных форм;

  • привлечение родителей к благоустройству территории;

  • удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

  • создание своего «образа» территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;

  • повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;

  • гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного)


Таким образом, эколого-развивающая среда ДОУ будет выполнять ряд функций:

  • Эстетическая — будут созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития эстетического восприятия, вкуса;

  • Информационная — оформленная территория детского сада будет способствовать уточнению и закреплению знаний у детей, полученных на теоретических занятиях, наблюдениях (например, знаний о строении растений, деревьев);

  • Развлекательная – обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный

Цель: подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования территории ДОУ.

Таблица 1

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Результат

-создание творческой группы педагогов, реализующих инновационный проект;

-разработка проекта, постановка цели и задач

-детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов и зон;

-анализ литературы и других источников, посвященных опыту благоустройства территории учреждений;

-разработка плана благоустройства территории детского сада:

а) создание эскизов генерального ландшафта территории,

б) подбор растений для клумб и цветников, деревьев и кустарников.

в) продумывание малых архитектурных форм, которые будут использованы в благоустройстве,

-Родительские собрания «Объединение усилий ДОУ и семьи по благоустройству территории»;

-закупка семян растений, которые будут использованы для озеленения территории и выращивание рассады;

-подвоз плодородной земли на территорию детского сада;

-подбор предметов и материалов, которые будут использованы в благоустройстве;

Заведующая




Творческая группа

Творческая группа



Творческая группа




Творческая группа














Воспитатели групп




Воспитатели групп




Заведующая



Творческая группа


апрель




апрель



апрель



апрель





апрель















апрель





апрель





май



май

Выбрана творческая группа


Составлен проект


Выбраны объек-ты и зоны, кот. будут использо-ваны в благоустройстве

подобраны фото и видео материалы, эскизы

Создание эскизов, прорисовка деталей плана благоустройства











Включение родителей в процесс



Наличие рассады цветов




Наличие плодородной земли

Комплект предметов и материалов


II этап: практический

Цель: благоустройство и озеленение территории ДОУ

Таблица 2

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Результат

-субботник (очистка территории от мусора, сухой листвы)


-реконструкция и создание новых цветников и клумб: расположение и вкапывание на постоянных местах, заполнение землей, создание ограждения, покраска;

-создание ограждения газонов из покрышек

-высадка семян и рассады в подготовленную почву;

-посадка кустарников,


-строительство малых архитектурных форм (выпиливание, рисование, установка)

-скашивание травы


-покраска веранд, ограждений, песочниц на детских участках

Заведующая




Творческая группа,

родители








Родители


Воспитатели групп


Родители


Творческая группа,

родители



Заведующая



Родители

май




конец мая-июнь








май


середина

июня

июнь


июнь




конец июня-

июнь

Очищенная территория, подготовленная к работе

Клумбы и цветники, включение родителей в работу





Ограждение газонов

Посаженные цветы

Посаженные кустарники

Наличие малых архитек. форм, включение родителей

Ухоженные газоны

Красивые, яркие детские участки

III этап: заключительный

Цель: презентация проекта, участие в конкурсах

Таблица 3

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Результат

-Открытие сказочных полян, проведение развлечения: «Наш детский сад»

-Итоговая презентация

а) на сайте ДОУ

б) в средствах массовой информации

в) участие в конкурсах (городской, областной, всероссийский)

-Обобщение и распространение положительного опыта.

Творческая группа

июль, август

Благоустроенная территория ДОУ, включе-ние родителей и детей в процесс, создание «визитной карточки» имиджа ДОУ, участие в конкурсах, распространение опыта

Реализация проекта

На общем собрании коллектива было решено весной-летом 2012 года реализовать масштабный проект по благоустройству территории дошкольного учреждения. Была выбрана творческая группа: Мельчакова Ирина Васильевна, старший воспитатель, воспитатели Иванова Марина Васильевна и Подмарькова Татьяна Герольдовна, которая занималась разработкой проекта, составлением плана, отвечала за его реализацию, вела координационную работу со всеми участниками проекта, решала все организационные вопросы.

Что понимается под благоустройством территории? Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский – ландшавтный – проект, выполненный с учётом многих факторов. Это может быть входная аллея в детский сад, игровая площадка, территория, прилегающая к самому зданию и т.д. Ландшафтное проектирование – это сложный процесс территориальной организации и художественного решения объектов. Оно включает натурное изучение территории (анализ, оценку) и разработку планировочной структуры и композиций.

Создание благоустроенной территории детского сада начинается с массы вопросов. С чего начать? Что делать? Где разбить клумбы? Как украсить? Какие цветы посадить?

Первый этап нашей работы:

Членами творческой группы первым делом было проведено детальное обследование территории, были выбраны объекты, которые будут использованы как место или как средство благоустройства: участки перед входами в дошкольное учреждение, центральный вход и центральная аллея, старые цветники и клумбы. Затем, изучив литературу, интернет источники, материалы средств массовой информации, сделали подборку фото и видео материалов, посвященных опыту благоустройства территории, которые можно реализовать в нашем учреждении, нашими силами. Эти материалы и легли в основу нашего проекта, затем творческая группа прорисовала эскиз, обозначила необходимы для реализации средства, материалы. Воспитателями групп были проведены родительские собрания, с целью привлечения участников, агитации, распространению экологических знаний. Результатами этой работы стали привлечение родителей воспитанников к процессу благоустройства территории дошкольного учреждения, покупка семян цветов, посадка рассады. Заведующая детским садом организовала привоз плодородной земли.

Первым мероприятием основного этапа стал субботник, участие в котором принял весь коллектив дошкольного учреждения, родители и дети. Вся территория была очищена от старой листвы, мусора, выпилены сухие деревья, кустарник. Итак, площадка для реализации проекта была подготовлена и мы активно стали воплощать наш проект в жизнь. Членами творческой группы при активном участии родителей, были реконструированы и разбиты новые клумбы, сделаны вазоны из покрышек. В качестве ограждений клумб использованы старые ребристые доски, крышки от детских горшков, доски, покрышки. Все клумбы имеют индивидуальный стиль, подобранный под место расположения, так например, форма клумб у центрального входа, определялась исходя из формы и размера участка. Затем воспитателями высажена рассада цветов, выращенных в группах, а также привезенная с огородов, дачных участков, в этом нам помогали родители.

Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему двору неповторимое очарование. Цветники стали элементами декора детского сада, служат прекрасным украшением. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши насаждения были хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства. Мы любуемся однолетними и многолетними флоксами, петунией, бархатцами, однолетними георгинами различной цветовой окраски, примулой, тюльпанами, декоративным мхом и др.

Очень большим и трудоемким в реализации стало создание малых архитектурных форм. Малыми архитектурными формами – в ландшафтном дизайне принято называть небольшие сооружения, установленные на разных участках территории в функциональных и эстетических целях. К ним относятся беседки, перголы, арки, лавочки, скульптуры, мостики, вазоны, дорожки и т.п. Чтобы детский сад обрел свой индивидуальный стиль, мы обратили должное внимание на элементы оформления – малые архитектурные формы. Ведь именно малые архитектурные формы способны в значительной мере изменить облик территории детского сада. Малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне выполняют не только практическое предназначение, но и являются одним из главных элементов декоративного оформления. Для изготовления малых архитектурных форм могут применятся различные материалы (бетон, металл, дерево). В своем проекте мы использовали разнообразные скульптуры, которые позволили гармонично сочетать декоративные и функциональные элементы дизайна на территории. Так, например, фигуры животных и сказочных персонажей придали территории особый стиль, изюминку, создали сказочный «детсадовский» вид, форма и вид фигур для создания выбирались исходя из имеющихся материалов, простоты выполнения, красочности, эффектности. К примеру, смешарики сделаны из одной покрышки, имеют минимум деталей, при этом крупные, броские. Наши скульптуры были выполнены из покрышек, фанеры, деревянных брусков. Огромную помощь в создании фигур нам оказали родители воспитанников – папы, дедушки, т.к. эта работа была связана с профессиональным использованием рабочего электроинструмента и физической силой: выпиливание лобзиком, сборка, установка. Раскрашивание и прорисовку фигур выполняла воспитатель Подмарькова Татьяна Герольдовна.

В целях сохранения газонов невытоптаными, мы установили ограждения, вкопав покрышки.

Главный принцип ландшафтного дизайна, реализованный в нашем проекте это – использование подручных материалов. Сотрудники преображали территорию детского сада, давая вторую жизнь ненужным вещам, например, использовались бачки от унитазов в качестве вагончиков, эмалированные тазы – грибы, а прекрасные белые лебеди на озере – старые покрышки. У центрального крыльца гостей встречают маленькие жители – лесные гномики, они также выполнены из подручных средств (тюльки, миски, кусочки меха, мочалки). Фантазия и творчество работают там, где нет шаблонов, а есть желание удивлять детей.

Большое внимание было уделено эстетичному виду территории дошкольного учреждения, так, все клумбы и ограждения ярко раскрашены, обновлены постройки на детских участках, впервые покрашены веранды.

После того как мы закончили проект по благоустройству, было проведено развлечение для детей и родителей, в ходе которого мы презентовали наш проект, дети вовсю фотографировались с фигурами, рассматривали постройки, цветники. Также мы пригласили СМИ, репортаж показывали по местному телевидению.

Заключительным этапом стало участие нашего дошкольного учреждения в областном конкурсе по благоустройству территории. В городском этапе данного конкурса мы заняли первое место, а на областном этапе – второе. Также, материалы отсылались на Всероссийский интернет-конкурс «Педагогический альбом» и как результат – третье место.

Конечно, основную работу по воплощению наших идей выполняли члены творческой группы, для этого им пришлось многому научиться и освоить многие профессии.

За время реализации проекта удалось достичь следующих результатов (смотри приложение к проекту):

  • преобразована предметно — игровая среда ДОУ

  • Созданы клумбы: «Осьминожка», «Шиномантажка», «Гномики», «Ромашка», вазоны и цветники из покрышек;

  • посажены однолетние и многолетние цветы, кустарники: спирея, вишня;

  • реконструированы клумбы около центрального входа;

  • появились сказочные полянки: «Репка», «Паровозик из Ромашково», «Смешарики», «Лесные гости», «Остров сокровищ», «Колобок»;

  • Обновлены постройки детских участков: яркие веранды, песочницы, разметка асфальта для игр;

  • Создана визитная карточка, имидж детского сада;

  • Создание ограждений газонов позволило создать ровный травяной покров;

  • Как результат фантазии педагогов в работе использованы разнообразные материалы: фанера, пиломатериалы, покрышки, крышки от детских горшков, унитазные бачки;

  • На сайте детского сада демонстрируются результаты работы по благоустройству и озеленению территории ДОУ;

  • Наш детский сад занял первое место в городском конкурсе на «Лучшее благоустройству территории», второе место в областном конкурсе, и третье место во Всероссийском конкурсе «Педагогический альбом»;

  • укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;

  • Участники проекта смогли реализовать свои творческие способности;

  • Дети воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.


Перспективы дальнейшего развития проекта:

Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная территория будет пополняться цветниками, клумбами, ежегодно планируем высаживать цветы. Планируется обогатить и обновить игровым и спортивным оборудованием детские прогулочные площадки, посадить хвойные деревья, кустарники между участками. Продолжать ежегодно принимать участие в конкурсах по благоустройству и озеленению территории, вести пропаганду среди населения по охране окружающей среды (акции «День воды», «Берегите птиц!» и т.д.), что поднимет статус дошкольных учреждений среди населения.


Литература:

  1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  2. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

  3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2003.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Спасатели бельчат»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: