МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»
г.Череповца Вологодской области
Конспект урока на тему «Красавица матрёшка»
(для детей старшей группы)
подготовила
воспитатель группы №3
компенсирующей направленности
Верещагина Татьяна Вениаминовна
г. Череповец
2014
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивно-художественная (слушание стихов, выполнение росписи матрёшек по своему замыслу).
Интегрируемые образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, художественное творчество (рисование), художественная литература (стихи, загадки).
Цель: продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями: закреплять и продолжать формировать представление о традициях в изготовлении русской матрёшки; о сходстве, различиях, многообразии матрёшек.
Задачи: 1.Продолжать развивать интерес к народной игрушке.
2. Упражнять в умении поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; анализировать услышанное и увиденное, формулировать выводы, комментировать свои практические действия.
3.Знакомить с особенностями внешнего вида вятских матрёшек.
4.Проявлять творчество и продолжать развивать технические умения в рисовании.
5.Упражнять в умении дружно прибирать рабочее место, оформлять выставку рисунков, оказывать друг другу помощь.
6.Воспитывать любознательность, аккуратность, интерес и уважение к традициям национальной культуры.
7.Развивать глазомер, микроориентировку, зрительно-моторную координацию и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание и восприятие.
Предварительная работа: 1) Рассматривание и обсуждение росписей каждого комплекта матрёшек, имеющихся в группе. Нахождение среди них приёмов, взятых из известных знаменитых традиционных росписей.
2) Проведение занятий «Хоровод матрёшек», «Праздник матрёшек», «Матрёшкины наряды» (из цикла занятий «Русская матрёшка»).
3) Самостоятельные игры детей с матрёшками.
4) Заучивание физкультминутки.
«Матрёшки бывают разные: (марш на месте)
Широкие, пониже, (руки в стороны, присесть)
Стройнее, ещё выше, (подняться, встать на носки, руки вверх)
Округлые, прямые, (руки на пояс, повороты; руки «по швам»)
Весёлые, смешные, (прыжки на месте)
Попроще и нарядные, (марш на месте)
Все яркие, прекрасные!» (хлопки) (ТВВ)
5) Рассматривание, сравнение иллюстраций, беседы об особенностях внешнего вида матрёшек, о традициях в росписи матрёшек в различных местностях России.
Демонстрационный материал: 1) игрушки – матрёшки разных видов,
2) иллюстрации, схемы, для закрепления особенностей изготовления фигурок, сравнения особенностей внешнего вида матрёшек из разных областей России.
Раздаточный материал: 1) материал для рисования (клеёнки на столы, подставки под кисти, кисти тонкие, краски гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры);
2) листы со слабыми контурами фигур и контурами лица матрёшек (глаза, нос, рот).
Планируемые результаты: 1.Дети умеют внимательно слушать и воспринимать стихи, комментарии и пояснения; поддерживать беседу, точно отвечая на вопросы.
2.Проявляют положительные эмоции при знакомстве с традициями и особенностями в изготовлении матрёшек, с их многообразием.
3.Дети старательны, активны, любознательны, проявляют творчество в рисовании.
1.Организационный момент (Дети стоят вокруг столика, на котором под салфеткой спрятаны матрёшки.)
Отгадайте, о ком мы сейчас речь поведём.
«Вот весёлая девчонка, платок надет и вьётся чёлка,
Сарафан и фартук яркий, на щеках румянец жаркий…
И играть мне не лень с этой девочкой весь день:
То одна, то вся семья… Что за девчонка у меня?» ТВВ
Да, это, конечно же, матрёшка. (Снимаю салфетку, а там целый хоровод игрушек-матрёшек.)
2.Причём не одна, целый хоровод, все очень разные.
Вспомним, что мы знаем о матрёшках. (Читаю стихотворение от лица матрёшек.)
«Матрёшки мы, красавицы. Нам наряжаться нравится.
Девчонки краснощёкие, и взгляд наш с поволокою.
В платочках иль кокошниках, две прядки иль кудёрышки,
Совсем в простой одёжке мы, народной, а узо-о-ористой?!
И сарафаны с кофтами, и юбочки с передником
Украшены, расцвечены рисуночками модными.
Калининские, вятские, загорские, майданские,
Из Хохломы-Семёнова, с портретом, современные,
Красивые и разные, румяные, ах славные!
По всей России делают, нас знает целый мир!
Мы детские игрушки, для взрослых сувенир!» (ТВВ)
3.Что матрёшки про себя рассказали? (Беседа по тексту.) Все матрёшки очень разные, но есть у них и много общего. Давайте вспомним это общее. Про кого так можно сказать?
«Точат от самой малой, начинают каждую с донышка.
Украсят цветами алыми – засияют все, как солнышки». (ТВВ)
Да, это матрёшек начинают вытачивать с самой маленькой фигурки, а каждую следующую вытачивают с донышка. И происходит это так: самую маленькую куклу (неразборную) делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера, в которую войдут две предыдущие и т.д. Количество кукол может быть различным. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется гуашь, масляные, анилиновые краски.
И вот яркими, весёлыми красками расписаны матрёшки, словно одеты в нарядные одежды. И вот уже улыбаются нам русские красавицы. А что им скучать? Ведь у каждой из них целая дружная семейка, и каждая сияет, как солнышко.
А к кому подходят следующие слова?
Помягче дерево валили, его готовили, сушили,
Потом болваночки точили, девчонок-кукол мастерили…
А сарафаны девушкам не сшили: их на «белье» цветами расписали,
И девушек одна в одну убрали». (ТВВ)
Да, так делают матрёшек в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху, берёзу или осину. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более 10-15 операций.
Итак, что общего у всех матрёшек? Да, одинаково заготавливают древесину и одинаково готовят её к изготовлению фигурок куколки-матрёшки. А вот уже потом каждый матрёшечный мастер старается внести свою «изюминку», что-то своё, особенное, отличное от других. И форму фигурки может изменить, и раскрасить по-своему, и разные по своим свойствам краски использовать, и даже разные приёмы и технологии (выжигание, инкрустацию – декорирование соломкой).
4.Сегодня мы познакомимся с вятскими матрёшками.
Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает. У неё русые или рыжеватые волосы, большие выразительные голубые глаза с очень пышными ресницами, рот с улыбкой, круглые ярко-алые щёки.
Только в украшении вятской матрёшки используют инкрустацию. Рассматривая вятских матрёшек, можно заметить необычный приём в изображении платков: у шалей один конец расположен углом впереди, как бы заменяя фартук в других росписях, а второй конец обмотан вокруг шеи и закинут назад, а у маленьких платков узелок изображается похожим на распахнутые крылья бабочки.
Что вы запомнили про вятских матрёшек? Чем они отличаются от других знакомых вам матрёшек? Да, удивительна, прекрасна вятская матрёшка.
«Я пред матрёшкой в удивлении:
Ресниц пушистых обрамленье
Глаз голубых, как небеса, сердца пленяет…
Девичья краса улыбкой милой, нежной одаряет.
Румянец ярко-алый – севера душа…
О, Вятка-Вятка, как ты хороша!» (ТВВ)
5.Пришло время подвигаться. (Физкультминутка «Матрёшки бывают разные»)
6.А сейчас вы будете художниками, распишете готовые фигурки куколок-матрёшек (бельё). Пройдите к столам, выберите средства изображения: гуашь, акварель, мелки, карандаши, фломастеры. Перед вами на листах фигурки матрёшек, они ещё не украшены. Подумайте, как вы украсите своих матрёшек. Можно выполнить все известные вам традиции росписей матрёшек, использовать какие-то из этих традиций, внести свои приёмы, придумать свои узоры, или нарисовать матрёшку так, чтобы мы догадались, из какой она местности.
Когда вы мысленно представите образ своей куколки, беритесь за работу. Постарайтесь, чтобы матрёшка была весёлая, румяная, красивая, нарядная. Для этого надо рисовать аккуратно, старательно и с хорошим настроением (самостоятельное рисование).
7.Воспитатель с игрушкой матрёшкой следит за ходом работы детей. Индивидуальными советами корректирует, подсказывает от лица матрёшки, как лучше изобразить, какие технические приёмы использовать (тычок, примакивание,…), просит рассказать о своём замысле или о своей матрёшке.
По окончании рисования дети убирают за собой рабочее место, рисунки в это время подсыхают на подоконнике. Игрушка матрёшка хвалит детей за творчество (какие разные получились матрёшки), за старание и аккуратность.
8.Оформление выставки для родителей.
Список используемой литературы:
1.Журнал «Начальная школа» №9, 2002.
2.Л.Н.Соловьёва «Русская матрёшка» — М.: «Интербукбизнес», 1997.
3.Р.А Бардина «Изделия народных художественных промыслов и сувениры»- М.: «Высшая школа», 1986.
4.Т.Я.Шпикалёва «Русская матрёшка» -М.: «Малыш», 1979.
5.Интернет, Матрёшка-Википедия (иллюстрации).
Примечание: пометка ТВВ обозначает авторство Татьяны Вениаминовны Верещагиной.