Урок для 5 класса «Всеобщей декларации
прав человека»
воспитательный час
в 5 классе
СОШ №34
г. Енакиева
классный руководитель:
Загария И. В.
Цель: в игровой форме познакомить учащихся с декларацией прав человека; способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ.
Оборудование:
— текст «Всеобщей декларации прав человека»;
— костюмы для инсценировок;
— слайды, фрагменты мультфильмов.
Ход игры
Ведущий 1 . Добрый день, ребята. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы познакомиться с одним очень важным для всех нас документом — «Всеобщей декларацией прав человека». Она была подписана в 1948 году Организацией Объединенных Наций.
Все государства, входящие в ООН, пообещали друг другу сделать все, чтобы никто не мог нарушить права людей, оговоренные в этом документе.
В Декларации сказано о правах всех людей: мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих, любой национальности и цвета кожи. Взрослые люди имеют много различных прав. Права детей описаны в другом документе — «Конвенции о правах ребенка».
Каждый из нас знает, что из бесправного, запуганного ребенка может вырасти бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого человека и права ребенка важно знать.
Предлагаю совершить небольшую экскурсию по страницам «Всеобщей декларации прав человека».
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.
Ведущий 2. В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека — право на жизнь. Маленький человек — ребенок — тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Древняя Спарта славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый- пусть живет. А если родился слабым, больным — бросали его вниз со скалы.
Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (Ответы учащихся)
Ведущий 1. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (демонстрируется портрет) родился слабым, больным ребенком, но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
А сейчас вашему вниманию предлагаем отрывок из сказки.
Инсценировка по «Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина
У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи
да всю правду доложи:
я ль на свете все милее,
всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет,
но царевна всех милее,
всех румяней и белее…
Царица. Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
хоть весь мир: мне равной нет.
Так ли?
Зеркальце. А царевна всех милее,
всех румяней и белее.
Царица. Эй, Чернавка! Веди царевну в глушь лесную
и, связав ее, живую под сосной там оставь,
на съедение волкам!
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла
и в такую даль свела,
что царевна догадалась
и до смерти испугалась
и взмолилась…
Царевна. Жизнь моя!
В чем; скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
я пожалую тебя…
Ведущий. Та, в душе ее любя,
не убила, не связала;
отпустила и сказала…
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой.
Ведущий. А сама пошла домой…
Ведущий. Вспомнили название сказки?
— Кто автор сказки?
Отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне»
— Какое право царевны было нарушено? (право на жизнь)
-Чем закончилась сказка?
-Погибла царевна?
Ведущий 2. Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Королевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.
Отрывок из мультфильма «Ивашка из дворца пионеров», где Баба Яга приказывает гусям украсть мальчика.
—Какое право мальчика было нарушено? (Право на свободу)
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Отрывок из мультфильма » Как казаки невест выручали».
— Какое право девушек было нарушено?
Статья 13. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
-Каким правом воспользовался князь Гвидон, герой » Сказки о царе Салтане», превратившись в комара?
(Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину)
Статья 16. Брак между мужчиной и женщиной может быть заключен только в свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
Отрывок из мультфильма «Шрэк», где Феону пытаются насильно выдать замуж за принца Прекрасного
-Какое право Феоны нарушено?
Право на брак
(брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон).
Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом; и не
может быть лишен своего имущества.
Отрывок из мультфильма » Возвращение блудного попугая».
-Какое право героев нарушено?
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Отрывки из мультфильмов » Шрэк, «Мадагаскар».
— Каким правом воспользовались герои?
Статья 26. Каждый человек имеет право на образование.
Отрывок из мультфильма «Буратино», где Буратино идет в школу.
-Каким правом воспользовался Буратино?
(Правом на образование)
В «Конвенции о правах ребенка» записано также, что государство должно следить за тем, чтобы непременно все дети посещали школу. Значит, когда вы ходите в школу, то помогаете своей стране выполнять Конвенцию.
Вбегают 2 разбойника под музыку из мультфильма «Бременские музыканты».
1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник. Верно. Джон, это здесь.
1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!
2-й разбойник. Слушай. Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Гарыныч или злая Мачеха?
1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой.
Разбогатеем мы с тобой.
Ведущий 1. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые — могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.
-Что вам нужно делать, как вы думаете?
-Итак, не принимайте угощения из рук незнакомых вам людей. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». Помните, что похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
(Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.)
1-й Разбойник Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!
2-й Разбойник Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!
Дети. Нет, все равно не пойдем!
1-й Разбойник. Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!
Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!
2-й Разбойник Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам.
Других найдем.
Ведущий 1. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
1-й Разбойник Мы хорошие, мы ничего не сделали.
Ведущий 2. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей — этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия.
В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.
Ведущий 1. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто- либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?
-Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.
С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, чтобы у каждого ребенка было счастливое детство, и был составлен документ — «Конвенция о правах ребенка».
6