Внеклассное занятие для учащихся 2 класса «Почему победила скрипка»

Пинаева Елена Николаевна


Внеклассное занятие для учащихся 2 класса

Тема: «Почему победила скрипка».

Цель: Глубокое знакомство с одним из ведущих инструментов симфонического оркестра – скрипок.

Задачи: Познакомить детей с историей создания скрипки о исполнительскими приемами, со скрипичной музыкой различных композиторов разных стилей.

1. Здравствуете, ребята!

Я профессор Музыки, пришла поведать вам историю об одном удиви­тельном и загадочном инструменте. Вы сами догадаетесь, что иго за музыкальный инструмент, послушав песню Б.Окуджавы «Музыкант».

Правильно, ребята, — это скрипка. А начинается эта история давно, приблизительно в конце XV века. И чтобы ничего не забыть и не пропустить, помогут мне Музыкальный словарь и Музыкальная энциклопедия.

Профессор — Первые скрипки появились во Франции и Италии.

Муз. словарь — Мастерам были известны удивительные тайны изготовления скрипок.

Муз. энциклопедия — Чтобы инструмент хорошо звучал, различные его части

должны быть сделаны из определенного материала.

Профессор — Для верхней деки.

Муз. словарь — Нужна была только тиральская ель, которая росла в горах Швейцарии.

Профессор – Для нижней деки.

Муз. энциклопедия — Клен, только клен.

Профессор – А для изготовления грифа нужно было черное дерево — эбеновое.

Муз. словарь — Спиливали дерево только зимой да так, чтобы оно ни в коем случае не упало, а было осторожно опущено на землю.

Муз. энциклопедия И брали для изготовления скрипки центральную часть ствола, не слишком близко к корням и не слишком близко к вершине.

Профессор — Наконец, предпочтительно было брать часть ствола, обра­щенного к югу.

Муз. словарь — Немало любопытного и в изготовлении струн. Они были очень прочными, изготавливались из жил животных.

Профессор — Но ни одна скрипка не обретает звука до той поры, пока она не покрыта лаком. Лак предохраняет древесину скрипки от разруши­тельного воздуха и дарит ей неповторимый звук. Каждый мастер, чтобы носить это звание должен был найти свой секрет, создать свой лак. Секреты изготовления лака мастер никому не раскрывал.

Муз. словарь — До нас дошли имена этих знаменитых мастеров, которые делали удивительные и волшебные по звучанию скрипки.

Муз. энциклопедия Это Амати, Гварнери и Страдивари.

Профессор- Страдивари был последним представителем великих итальянс­ких мастеров. Свои скрипки Страдивари любил, как детей и у каждой было имя. Он прожил 90 лег, сделал за свою долгую жизнь более 1000 инстру­ментов и работал до последнего дня. Звучит Сен-Сакс «Лебедь».

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Птицы перелетные и зимующие"

Профессор — Скрипку называют струнным, смычковым инструментом, пото­му что звук из струны извлекается смычком — тонкой длинной тростью; на которой во много рядов натянут тончайший волос. Скрипач ведет смычком по струне и струна поет. Этот маленький инструмент таит в себе множество загадочных звуков. Если просто буду водить смычком по стру­нам, скрипка издает изумительно мягкий, сочный звук. Он похож на че­ловеческий голос и говорит – «скрипка поет».(муз.пример).

А вот я по — другому прикасаюсь смычком к скрипке и получается совсем другой звук (муз.пример).

На что это похоже?

Но можно на скрипке играть и без смычка. «Послушайте, что вам напоми­нают эти звуки?» (муз.пример).

Профессор — Ребята, вижу, что вам понравилась скрипка, ее звучание. Но оказывается, скрипку долгое время не признавали, считали грубым инструментом, инструментом простых людей. Виновницей этому была виола. И отправимся мы с вами в ХУШ век, где идет суд «Виола против скрипки».

Слушается дело

Судья — Случай, ради которого мы здесь собрались, необычен: одна из самых известных артисток жалуется на притеснения, которые она терпит от скрипки. Я предоставляю слово потерпевшей.

Виола — Мое происхождение достаточно известно. Я выросла в обществе самом благородном. Меня брали в руки князья и монархи. О скрипке тогда и не вспоминали. Ее место в комнате слуг и на лестнице.
На пропитание эта особа зарабатывала, выступая на ярмарках. Там она
лаяла по-собачьи, кудахтала по — куриному и занималась прочими глупостями. Однако вскоре сумела пробраться в дома порядочных людей и даже — страшно вымолвить! — в королевский дворец. Правда, сперва на конюшню, где вместе с трубами сопровождала королевские охоты и увеселения. Из конюшни эта хитрая интриганка пробралась в большую залу, её, видите ли, слышно лучше, чем меня. Пусть так, но ведь она и зде­сь не остановилась, теперь эта выскочка хозяйничает в оркестре, пос­тоянно солирует в операх и балетах. Композиторы специально для нее пишут музыку, это невыносимо. Она задумала погубить меня, сжить со света! (рыдая, виола падает в кресло).

Скрипка — Виола упрекает меня в низком происхождении. Что же, это правда. Только она напрасно считает себя аристократкой. Мы с ней одного корня, были бедняками и бродягами. Но наши пути разошлись. Виола перебралась в замки, а я по-прежнему бродила по земле. Нас даже держать стали по-разному: меня на поднятой рука, а виолу, опи­рая о колено. А думаете, почему меня убрали с колена. Попробуйте играть и еще приплясывать, подпевать, сыпать прибаутками — тут не рассидишься! К тому же поднятый вверх инструмент слышен лучше, а ведь играть-то мне приходилось на улице!

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Каникулы и отдых"

Виола — Эto несправедливо — судить о свойствах инструмента только по силе его голоса. Разве я виновата, что всю жизнь просидела в четырех стенах и никто от меня ничего не требовал, кроме благозвучия и хоро­ших манер.

Скрипка Вот туг ты права! (перебила скрипка). Покой и благополучие — плохие помощники. За то время, что я, тяжко трудясь, развила свои способности, ты так ничему и не научилась. Как играла 100 лет назад тихо и нежно, так и играешь и сегодня. Но время-то изменилось! Сейчас нужны иные голоса — звонкие, сильные, молодые. Век изящных завитушек и галантных манер уходит безвозвратно. Рождается новое ис­кусство. (Звучит «Юмореска» ).

2. Инсценирование басни

«Музыкальный спор».

Э. М. Александрова.

Смычку сказала Канифоль:

  • Ты без меня полнейший ноль! Не смажь тебя перед игрой -Пойдет не музыка, а вой!

  • Тебе ль судить меня, сморчок?-

С презреньем отвечал Смычок.

  • Я — главный е музыкальном деле! -Трепещут струны предо мной:

Я тронул их — они запели, Оставил — смолкли до одной!

— Сейчас же бросьте этот опор,-
Вступили Струны в разговор,-
Бас трудно слушать без улыбки:
Ведь всем известно с давних пор,
Кто оживляет душу скрипки!

В молчание погружена,

Нe в силах сбросить дремы тяжкой,

Без Струн осталась бы она Обыкновенной деревяшкой!

Но тут Скрипач вмешался вдруг:

— Не стыдно ль ссориться напрасно
Ведь без своих умелых рук

Вы все бессильны, это ясно!

Вам без меня никак нельзя,

А мне — без вас, скажу по чести.

И нам поэтому, друзья,

Всего нужней держаться вместе.

Пойдемте ж дружно к трудной цели

И убедим иных задир,

Что в музыке, как в каждом деле,

Важны согласие и мир!

И вот это согласие и мир своими руками умелыми показал вXIX веке гениальный итальянский скрипач Николо Паганини. В 13 лет он дал свой первый концерт именно в тог вечер, когда заключил тайные договор о Ду­шой скрипки. С того дня Паганини принадлежал только ей, скрипке. Гово­рили, что Паганини продал душу дьяволу, потому что он достиг необычай­ной виртуозности, играя на скрипке, и голос его инструмента был могуч и разнообразен (Звучит «Кампанелла» — Н.Паганини в записи.).

3. Ребята, мы с вами слушали музыку, написанную для скрипки.

А всегда ли скрипка звучит одна. Она является ведущим инструментом
симфонического оркестра. Почему? В какую группу оркестра входит скрипка?

  • Какие инструменты входят в эту группу?

  • Почему без скрипки и ее семьи не может звучать оркестр?

.Звучит «Песня Сольвейг» — Э.Грига; запись)

  • Что за произведение прозвучало, кто композитор?

  • В чьем исполнении вы слышали эту песню раньше, и кто сейчас испол­нил?

  • Почему скрипки исполняют основную мелодию?

4. Скрипку называют королевой инструментов. В музее Италии под стеклянным колпаком хранится старинная скрипка Паганини. По установившейся традиции каждый год к ней прикасаются руки знаменитых скрипачей мира. Оживают струны, пробуждается ее красивый, могучий голос,
вместе со скрипкой оживает и музыка — страстная, мятежная.

Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня.

(О. Гаджикасимов. Музыка)

(Менуэт — Боккерини в исполнении )


6


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: