Тема: «И.С.Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение как прием создания картины природы»
Цель: познакомить учащихся с творческой манерой поэта И.С. Никитина на примере стихотворением «Полно, степь моя…»
Задачи:
—совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму;
— обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.
—воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное в поэзии.
Технология, методы, приемы: методы творческого и объяснительного чтения.
Приемы чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, эстетическое.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование для учащихся: раздаточный материал.
Оборудование для учителя: презентация.
УУД: Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, умение преодолевать возникающие затруднения;
-формирование экологического сознания;
-развитие рефлексии.
Предметные: расширение словарного запаса;
-формирование воссоздающего воображения;
-расширение литературного кругозора.
Познавательные: наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;
-формирование умения выполнять анализ стихотворения;
-формирование умения находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: формирование умения высказывать своё мнение;
— формирование умения аргументировать свой ответ.
Регулятивные: формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;
-формирование умения оценивать себя и товарищей.
Ход урока.
Деятельность учащихся | УУД | |
I. Организация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности. -Здравствуйте, ребята! Добрый день и в добрый час. Много нового ждёт нас. И на парте всё в порядке, Есть и книжки, и тетрадки. -Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель? Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями. II.Речевая разминка. Работа с чистоговоркой. -В начале урока мы с вами поработаем над чистоговоркой. Послушайте, как я прочитаю её: Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. — Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному? -Какой звук повторяется чаще? -Произнесем все вместе -Прочитаем чистоговорку медленно. -Прочитаем быстро. -Еще быстрее. -Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению. III. Актуализация раннее изученного и проверка домашнего задания. -Ребята, какой раздел учебника изучаем? -Какие произведения прочитаны вами из этого раздела? -Какое произведение понравилось больше всего? Чем? -Какое домашнее задание было вам задано? -Почему ты выбрал именно эту интонацию? -Что помогает стихотворению быть таким красивым?Какие средства выразительности речи? -Выберите нужное: (на слайде) эпитет, сравнение, олицетворение. -Почему так думаешь? Поясни. -Что такое эпитет, сравнение, олицетворение?
IV. Подготовительная работа.
-Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали. Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят… -Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века. -Откройте учебник на с.66 -Прочитайте тему нашего урока. Прочитаем все вместе, как зовут поэта. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. 2.Знакомство с биографией поэта. -Послушайте мой рассказ о поэте, потом спрошу, что вы узнали о И.С.Никитине. Никитин Иван Саввич — известный поэт. Посмотрите на его портрет. Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. -Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: «Дитяти», » Дедушка», «Когда один, в минуты размышленья…» и многие другие. -Итак, что вы узнали об И.С. Никитине? Давайте отдохнём, а потом продолжим работу. Физкультминутка 3. Подготовка к восприятию произведения. — Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль? — Да, у весны не простой характер. Все дарит нам — и радость, и печаль. V. Работа над стихотворением « Полно, степь моя, спать беспробудно…» 1.Первичное чтение произведения. -Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин? 2.Эмоционально-оценочная беседа. -Какое впечатление произвело на вас это произведение? -К кому обращается поэт Никитин? 3.Лексическая работа. Работа в паре. (слайд). Задание :Соедините слова с их значениями. Проверка. Спрашиваю пару. -Правильно ли выполнили работу? 4.Вторичное чтение. -Ребята, самостоятельно прочитайте это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?
5.Аналитичекая беседа. -Почему поэт обращается к степи? -Как называет автор траву? Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте. -Какая картина изображена вслед за весной? -О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте. Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Подберите строчки к стихотворению. -Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте. 6.Творческая работа. Словесное рисование — Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили. — Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему? — Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить? — Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их. -Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения. 7.Обобщающая беседа. – Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки? – Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите. -Что такое олицетворение? -Что помогает представить олицетворение? – Как обращается поэт к степи? – Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их. – Каким настроением проникнуто стихотворение?
— Как бы вы озаглавили стихотворение? Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение. Проверка. 8.Работа над выразительным чтением. – По характеру стихосложения что напоминает это произведение? 9.Подготовка к выразительному чтению. – Попробуем прочитать все стихотворение. Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: в быстром, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. -При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд (слайд )
Памятка «Как читать выразительно». 1. Правильно ставь ударения. 2. Соблюдай паузы. 3. Выбери силу голоса (громко, тихо). 4. Определи темп (быстро, медленно) 5. Читай эмоционально. 6. Покажи интонацией свое отношение к произведению ( Работа в парах над выразительностью чтения) 10. Выразительное чтение стихотворение — Оцените чтение стихотворения своих товарищей? — Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему? VI. Итог урока. -С творчеством какого поэта познакомились на уроке? -Как называется его стихотворение? —С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали? -Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд ) -В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. (слайд ) 1.Составление синквейна. -Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению. — Вспомните, что такое «синквейн» ( слайд ) Памятка. а) 1строка – подлежащие (тема) б) 2 строка — 2 прилагательных ( раскрывает тему) в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме) г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение) д) 5 строка — вывод (слово –ассоциация с первым словом) -Проверка задания. Рефлексия «Листья». VI. Домашнее задание
VII. Анализ активности учащихся. Сегодня на уроке работали… (Оценка «5» ставится, если чтение было хорошим, без ошибок, ученик отвечал на вопросы. Оценка «4» ставится, если ученик читал хорошо, но допустил несколько ошибок, но хорошо отвечал на вопросы по тексту. Оценка «3» ставится, если ученик читал, допуская много ошибок, плохо отвечал на вопросы). — Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. На этом урок окончен, всем спасибо за внимание. -До свидания! |
Думающим, внимательным.
Читаю. Внимательно слушают. Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются. Звук [с] С Читают медленно. Читают быстро. Еще быстрее.
Поэтическая тетрадь 1 перечисляют
Отвечают.
Отвечают.
Открывают учебник на стр.66 Читают.
Смотрят.
Пересказывают.
Произносят.
Слушают запись.
Это разные времена года. Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки. Поэт обращается к степи…. Муравой. отвечают
О сенокосе. отвечают
отвечают
Приводят примеры из стихотворения
Сравнение, олицетворение, эпитет, обращение.
Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней: Степь моя, полно спать беспробудно, Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись. Принакройся, нарядись, полюбуйся… По звучанию своему похоже на протяжную песню
Будем читать медленно, напевно.
Оценивают, высказывают свои мнения.
Ответы детей
И.С. Никитина О красоте природы. О природе. Олицетворение, косцы, степь. Впечатления учащихся
Стихотворение из пяти строчек
| Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, умение преодолевать возникающие затруднения;
— формирование умения аргументировать свой ответ.
-расширение литературного кругозора.
-формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;
-формирование экологического сознания;
Коммуникативные: формирование умения высказывать своё мнение
Предметные: расширение словарного запаса;
Познавательные: наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения; -формирование умения выполнять анализ стихотворения; -формирование умения находить ответы на вопросы. -формирование умения оценивать себя и товарищей;
-формирование воссоздающего воображения;
|