Тема: Творческое продолжение текста – повествования «Лебеди».
Цели:
1. Закреплять знания о структуре текста – повествования.
2. Формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте – повествовании с опорой на картинки.
3. Формировать умение соотносить содержание картинок с частями текста.
4. Формировать умение составлять заключительную часть текста.
5. Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.
6. Способствовать воспитанию отзывчивости, доброго отношения к животным.
ХОД УРОКА:
ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
— Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по картинкам. Рассмотрите картинки. О каких событиях рассказал художник?
— Почему лебеди остались на озере? (у одного из них болело крыло)
— Какой текст получится по этим картинкам? Почему?
— Проверим, согласен ли с вами компьютер…
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ.
— Достаньте из конверта полоски. Что на них написано? (части текста)
— Сколько всего полосочек? (4). Почему? (4 части)
— Почему одна полоска пустая? (нужно будет дописать текст). Отложите пока её, потом подумаем вместе.
— Какое задание нам нужно выполнить? (составить текст)
-Почему нельзя положить полоски в любом порядке? (будет нарушена последовательность событий)
— А что нам поможет определить последовательность? (картинки)
— Как будете устанавливать порядок частей? (смотреть, что нарисовано на 1 картинке и находить текст такого же содержания, смотреть вторую картинку – и находить текст и т. д.)
— Составьте текст (у себя на парте).
— Проверим. (По слайдам)
— Прочитай 1 часть.
— Прочитай 2 часть.
— Прочитай 3 часть.
— Поднимите руку, у кого правильно составлен текст?
— Кто заметил ошибки? Исправьте.
— Возьмите пустую полоску. Подумайте, куда её нужно положить? (в конец). Почему? (нужно придумать продолжение рассказа)
— Положите пустую полоску в конец.
— Как будет называться эта часть текста? (заключительная)
— А какие части уже есть? (вводная и основная)
— Ребята, частей 3, а полосок – 4! Почему? (в основной части – 2 маленькие части).
3. АНАЛИЗ ТЕКСТА.
— Чтобы составить заключительную часть, нужно хорошо понять текст, который мы уже составили, т.е. то, что нам уже известно в тексте.
— а чтобы узнать, как вы поняли, я задам вопросы. Ответить на них нужно предложениями из текста.
-Почему лебеди не улетели со всеми вместе, а остались на озере? (У одного из них болело крыло)
-Какая опасность им грозила? (Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть)
— Прочитайте, что спасло их от гибели? (Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе).
— Определите тему этого рассказа («Как спасли лебедей» или «Как помогли лебедям»)
— Как можно назвать этот рассказ?
Помощь лебедям (птицам)
Как спасли птиц (лебедей)
Спасение лебедей (птиц)
— Запишите свой заголовок.
4. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.
— А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?
Лебеди, которые снова плавают на озере. Какое время года будет изображено? (весна)
Много лебедей плавает или два лебедя плавают, и опускается стая. А здесь какое время года будет изображено? (весна)
Они со своей стаей улетают. Тогда какое время года будет? (осень)
— А если мы захотим объединить всё: то, что произошло весной и то, что произошло осенью, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку с весной, а потом – с осенью.
— Давайте повторим, как можно составить заключительную часть. В ней можно сказать, что произошло весной и закончить текст; можно сразу сказать о том, что произошло осенью и закончить текст; а можно сказать и то т другое, т.е. сначала сказать, что произошло весной, а потом, что произошло осенью.
весна
? осень
— А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух):
выздоровел (поправился)
отпустили на волю
вернулись
встретили свою стаю
улетели
вместе с родной стаей
— Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (несколько вариантов ответов):
Весной лебеди вернулись на озеро.
Весной лебедей отпустили на волю, и они вернулись на озеро. Здесь они встретили свою стаю.
Весной на озере лебеди встретили свою стаю.
Больной лебедь выздоровел. Осенью птицы улетели со своей (с родной) стаей.
5. ФИЗМИНУТКА
Лебеди летят
Крыльями шумят.
Прогнулись над водой
Качают головой.
Гордо и прямо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.
6. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
— Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.
— Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (вставить гласные буквы)
— Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).
— Покажите, какая буква пропущена в оставшемся слове?
— У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся.
выздоровел (поправился)
отпустили на волю
вернулись
встретили свою стаю
улетели
вместе с родной стаей
7. ЗАПИСЬ ТЕКСТА.
Если позволяет время:
— Сейчас вы будете записывать текст в тетрадь и дописывать его продолжение. Сколько раз начнёте с красной строки? (4) Что вам поможет составить заключительную часть? (опорные слова) Приступайте к работе.
Если времени мало:
— Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.
ПРОВЕРКА.
— Кто уже написал, прочитайте свой текст. Проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.
— Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.
— Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.
ЧТЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ.
(вместе со всем текстом, только заключение, может прочитать учитель)
ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
— Чему учились на уроке? (восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)
— Что вызвало затруднение?
— Что понравилось?
— Спасибо за урок.
Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. | |
Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.
|
Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. |
Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.
|
Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. |
_____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
| _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
|
Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.
|
Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. |
Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. |
Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.
|
Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.
|
Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. |
_____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
| _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
|