Конспект урока на тему «Творческое продолжение текста – повествования «Лебеди»

Тема: Творческое продолжение текста – повествования «Лебеди».

Цели:

1. Закреплять знания о структуре текста – повествования.

2. Формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте – повествовании с опорой на картинки.

3. Формировать умение соотносить содержание картинок с частями текста.

4. Формировать умение составлять заключительную часть текста.

5. Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.

6. Способствовать воспитанию отзывчивости, доброго отношения к животным.

ХОД УРОКА:

  1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

— Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по картинкам. Рассмотрите картинки. О каких событиях рассказал художник?


— Почему лебеди остались на озере? (у одного из них болело крыло)

— Какой текст получится по этим картинкам? Почему?

— Проверим, согласен ли с вами компьютер…

  1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ.

— Достаньте из конверта полоски. Что на них написано? (части текста)

— Сколько всего полосочек? (4). Почему? (4 части)

— Почему одна полоска пустая? (нужно будет дописать текст). Отложите пока её, потом подумаем вместе.

— Какое задание нам нужно выполнить? (составить текст)

-Почему нельзя положить полоски в любом порядке? (будет нарушена последовательность событий)

— А что нам поможет определить последовательность? (картинки)

— Как будете устанавливать порядок частей? (смотреть, что нарисовано на 1 картинке и находить текст такого же содержания, смотреть вторую картинку – и находить текст и т. д.)

— Составьте текст (у себя на парте).

— Проверим. (По слайдам)

— Прочитай 1 часть.

— Прочитай 2 часть.

— Прочитай 3 часть.

— Поднимите руку, у кого правильно составлен текст?

— Кто заметил ошибки? Исправьте.

— Возьмите пустую полоску. Подумайте, куда её нужно положить? (в конец). Почему? (нужно придумать продолжение рассказа)

— Положите пустую полоску в конец.

— Как будет называться эта часть текста? (заключительная)

— А какие части уже есть? (вводная и основная)

— Ребята, частей 3, а полосок – 4! Почему? (в основной части – 2 маленькие части).


3. АНАЛИЗ ТЕКСТА.

— Чтобы составить заключительную часть, нужно хорошо понять текст, который мы уже составили, т.е. то, что нам уже известно в тексте.

— а чтобы узнать, как вы поняли, я задам вопросы. Ответить на них нужно предложениями из текста.

-Почему лебеди не улетели со всеми вместе, а остались на озере? (У одного из них болело крыло)

-Какая опасность им грозила? (Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть)

— Прочитайте, что спасло их от гибели? (Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе).

— Определите тему этого рассказа («Как спасли лебедей» или «Как помогли лебедям»)

— Как можно назвать этот рассказ?

  • Помощь лебедям (птицам)

  • Как спасли птиц (лебедей)

  • Спасение лебедей (птиц)

— Запишите свой заголовок.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.

— А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?

  • Лебеди, которые снова плавают на озере. Какое время года будет изображено? (весна)

  • Много лебедей плавает или два лебедя плавают, и опускается стая. А здесь какое время года будет изображено? (весна)

  • Они со своей стаей улетают. Тогда какое время года будет? (осень)

— А если мы захотим объединить всё: то, что произошло весной и то, что произошло осенью, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку с весной, а потом – с осенью.

— Давайте повторим, как можно составить заключительную часть. В ней можно сказать, что произошло весной и закончить текст; можно сразу сказать о том, что произошло осенью и закончить текст; а можно сказать и то т другое, т.е. сначала сказать, что произошло весной, а потом, что произошло осенью.



весна

? осень

— А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух):

выздоровел (поправился)

отпустили на волю

вернулись

встретили свою стаю

улетели

вместе с родной стаей

— Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (несколько вариантов ответов):

  • Весной лебеди вернулись на озеро.

  • Весной лебедей отпустили на волю, и они вернулись на озеро. Здесь они встретили свою стаю.

  • Весной на озере лебеди встретили свою стаю.

  • Больной лебедь выздоровел. Осенью птицы улетели со своей (с родной) стаей.

5. ФИЗМИНУТКА

Лебеди летят

Крыльями шумят.


Прогнулись над водой

Качают головой.


Гордо и прямо

Умеют держаться


И очень бесшумно

На место садятся.

6. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

— Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.

— Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (вставить гласные буквы)

— Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).

— Покажите, какая буква пропущена в оставшемся слове?

— У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся.

выздоровел (поправился)

отпустили на волю

вернулись

встретили свою стаю

улетели

вместе с родной стаей



7. ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Если позволяет время:

— Сейчас вы будете записывать текст в тетрадь и дописывать его продолжение. Сколько раз начнёте с красной строки? (4) Что вам поможет составить заключительную часть? (опорные слова) Приступайте к работе.


Если времени мало:

— Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.


  1. ПРОВЕРКА.

— Кто уже написал, прочитайте свой текст. Проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.

— Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.

— Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.



  1. ЧТЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ.

(вместе со всем текстом, только заключение, может прочитать учитель)


  1. ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

— Чему учились на уроке? (восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)

— Что вызвало затруднение?

— Что понравилось?

— Спасибо за урок.







Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.


Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.


Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.


Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.


Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.


Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.


Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Имя прилагательное. Род и число прилагательных"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: