Конспект урока для 4 класса «Предлог. Написание предлогов со словами»



Конспект урока русского языка

Класс: 4


Тема. Предлог. Написание предлогов со словами


Цели:

— формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;

— коррекция памяти, речи, мышления;

— воспитывать аккуратность, интерес к знанию родного языка.


Тип урока: урок изучения нового материала


Продолжительность урока: 45 минут.


Оборудование: компьютер, проектор, карточки с предлогами, которые развешиваются по классу, учебник, тетради


Ход урока


  1. Организационный момент , рефлексия (слайд 2).

Учитель: Покажите, с каким настроением пришли сегодня на урок

— Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказок. А в какую именно сказку мы попадём, вы сейчас сами отгадаете. Закройте глазки и скажите волшебные слова: Крекс, фекс, пекс.

( Появляются Буратино и Мальвина.). (слайд 3)

— В какую сказку мы попали?

Дети: Буратино.

Учитель: Правильно, мы попали на урок в сказке: « Приключения Буратино».

(Буратино сидит за партой, подложив под себя ногу. Мальвина «ведёт» урок). (слайд 4)

Мальвина (строго): Сядьте прямо, вытащите из-под себя ногу, положите руки перед собой, не горбитесь… И кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино: Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Мальвина: Теперь я займусь вашим воспитанием. Первый урок — русский язык. Откройте тетрадь и запишите число.

Учитель: Ребята, давайте, и мы с вами откроем тетрадки и запишем сегодняшнее число.

( Дети в тетрадях записывают число).


  1. Минутка чистописания. (разминка для рук)

Учитель: А теперь займёмся чистописанием. (слайд 5) У Мальвины на ленте написаны чередования букв. Определите порядок следования букв в строчке, продолжите ряд.

(запись): Бба Ббе Бби Ббо …(Ббу Ббы Ббэ Ббю Ббя).

Каков порядок букв?

Подчеркните буквы, которые получились у вас ровными и красивыми.


  1. Актуализация опорных знаний.

(На экране герои сказок и слова). (слайд 6)

Учитель: Однажды Мальвина, Пьеро, Буратино и Артемон сидели на лужайке и играли словами. Пьеро выбирал себе слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Какие слова отвечают на такие вопросы?

Дети: Предметы

Учитель: назовите предметы.

Дети: ключик, азбука, Дуремар.

Учитель: запишите их к себе в тетрадь.

Учитель: Мальвина выбирала слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Как называются эти слова?

Дети: Признаки предметов. (слайд 7)

Учитель: выберите признаки предметов

Дети: красивая, синее, смелый.

Учитель: запишите их к себе в тетрадь.

Учитель: Артемон выбрал слова, отвечающие на вопросы: Что делать? Что сделать?

Дети: Действия предметов (слайд 8 )

Учитель: назовите действия предметов

Дети: бегать, писать, играть.

Учитель: запишите их к себе в тетрадь. (слайд 9)

Учитель: А Буратино ничего не оставалось, как взять себе все оставшиеся слова, которые не отвечали ни на какие вопросы. Какие это слова?

Дети: в, по, на. (слайд 10)


4. Постановка проблемы.

Буратино (обиженно): Что же это за слова, если к ним даже вопроса нельзя задать? Опять мне не повезло.

Мальвина: Это очень нужные слова и ты сегодня в этом убедишься.

Учитель: Ребята, а может быть уже кто-то знает как называются эти слова? (выслушать ответы детей).


5.Словарная работа.

Учитель: А как называются эти слова вы узнаете, расшифровав слово. (слайд11 )Для этого вам надо расположить прямоугольники от самого большого до самого маленького. Какое слово у вас получилось? (слайд12 )









п








е










р






д





л


Предлог



о


г



Мальвина: Предлог — это греческое слово, означает « перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов.


6.Открытие нового.

Буратино: А я составил предложение с новым словом: (слайд 13 )

Буратино пишет тетради предлоги.

Ребята, а вам нравится предложение, которое составил Буратино?

Дети: Нет, не хватает предлога.

Какой предлог надо добавить?

Дети: в.

Учитель: Запишите предложение, которое у вас получилось.

(На экране выводятся два предложения (слайд14 ):

Буратино пишет в тетради.

Буратино пишет на тетради).

Буратино, сравни два предложения.

Буратино: Эти предложения одинаковые.

Учитель: А вы ребята с ним согласны?.. Что общего в этих предложениях?

Дети: В конце стоит точка, по 5 слов в каждом, есть одинаковые слова.

Учитель: А чем эти предложения отличаются?

Дети: Предлогами.

Учитель: Какую роль играют предлоги в предложении?

Дети: Связывают слова по смыслу.

Учитель: Как пишутся предлоги со словами?

Дети: Раздельно.

Учитель: Давайте теперь подытожим всё, что мы узнали про предлог.

Дети: Предлог-это маленькое слово, которое служит для связи слов в предложении. Предлоги со словами пишутся раздельно.

Учитель: Чаще других употребляются следующие предлоги (вывешивается таблица предлогов). (слайд 15) Прочитайте предлоги. Назовите те из них, написание которых не совпадает с произношением.

Дети: об, под, над, из, без.

Учитель: Запишите эти слова и запомните, как они пишутся.


7. Физ. минутка.

А теперь я проверю, как вы хорошо знаете предлоги. Я буду называть предлоги и предметы. Если произнесу предмет — поднимите руки вверх и потянитесь. Услышав предлог — присядьте.

Огонь, о, котёл, без, под, тина, черепаха, около, дружба, над, пиявка, про.


8. Развитие речи.

Учитель: Закончив рассказывать материал урока, Мальвина велела Буратино зарубить его себе на носу. На что тот охотно согласился и заметил. (слайд16 )

Буратино: Благодаря тому, что у меня такой длинный нос, я ещё многое смогу себе зарубить.

Учитель: Ребята, а что значит: зарубить на носу?

Предположения детей.

(слайд 17) «Зарубить на носу» означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Учитель: Запишите себе в тетрадях: зарубить на носу.


9. Первичное закрепление.

А теперь я вам даю такое задание. Найти в стихотворении слова с предлогами, выписать их себе в тетрадь. Буратино вам будет помогать. (слайд 18 )

1группа:

Божья коровка ползёт по листку:

« Я на листке посижу, отдохну».

Дождик закапал, закрыл горизонт:

« Спрятаться надо под лист, как под зонт».


2 группа:

Шмель ромашку повстречал,

Он к ромашке подлетал,

Над ромашкою кружил,

Хоровод вокруг водил.


3 группа:

У скворечника скворец,

Первый житель — удалец,

За скворечник залетал,

Под скворечник подлетал,

На скворечнике сидел,

Всю округу оглядел.

Молодцы, справились с заданием. Вот вам другая задачка. По классу развешаны предлоги. Подберите подходящие предлоги к словам, написанным на доске. (слайд 19)

( Два человека работают у доски).

В театре, за столом, у дерева, на полу, к берегу.

Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили это задание.


10. Повторение.

А теперь задание для вас, ребята. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

( Текст выведен на экране). (слайд 20)

У отца был мальчик странный,

Необычный — деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Учитель: поменяйтесь тетрадками и давайте проверим, как вы выполнили задание. (слайд 21)


11. Итог урока. Рефлексия.

— Покажите свое настроение в конце урока

-Понравился вам урок?

Буратино: ребята, большое спасибо за то, что помогли мне выполнить все задания Мальвины. (слайд 22 )

Я хочу пожелать вам, чтобы в ваших тетрадках всегда стояли только одни «пятёрки», вы учились прилежно и старательно. (слайд 23 )

Учитель: Ребята, с каким маленьким словом мы познакомились? Закончите предложения (на экране) (слайд 24):

Предлоги – это маленькие…слова, которые служит для … связи слов в предложении и со словами пишутся …раздельно.


12. Домашнее задание.

Учитель: стр. 119, упр. 2

— Спасибо за урок!




Свежие документы:  Конспект урока на тему «Органы чувств»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: