Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Рабочая программа курса
«Основы правовых знаний» для 8 класса
(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
Автор разработки:
Пиндюрина Римма Евгеньевна,
учитель истории, обществознания и права
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка, Российская Федерация
Липецк – 2012
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ 8 КЛАССА
Рабочая программа разработана к учебнику: Володина С.И., Основы правовых знаний: учебник
для 8-9 кл. – М.: Академкнига, 2010.
Раздел I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи
1.1 Цели:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
Задачи:
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования.
2. Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа
Закон Российской Федерации «Об образовании» .
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерная программа основного общего образования по обществознанию.
Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования».
Учебный план МБОУ гимназии №19 на 2012-2013 учебный год.
3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа курса «Основы правовых знаний» для 8 класса разработана на основе примрной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы (М: Просвещение, 2011), подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения», реализуемого РАО по заказу МОиН РФ и Федерального агентсства по образованию.
4. Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы
Примрная программа основного общего образования по обществознанию 5-9 классы: составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе; сохранена традиционная для ройссийской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
5. Информация о внесенных изменениях
в примерную рабочую программу и их обоснование
Разделы №5 «Регулирование поведения людей в обществе», №6 «Основы российского законодательства» примрной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы (М: Просвещение, 2011), подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения», реализуемого РАО по заказу МОиН РФ и Федерального агентсства по образованию положены в основу основу данной рабочей программы.
6. Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Программа курса «Основы правовых знаний» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, и на уроках, и в доступной социальной практике.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
(в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в т.ч. количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Основы правовых знаний» в 8 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
8. Формы организации образовательного процесса:
Классно-урочная.
9. Технологии обучения:
Проблемное обучение
Эвристическое обучение
Интерактивное обучение
10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
11. Виды и формы контроля:
11.1. Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
11.2. Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный (тестовые задания).
12. Информация об учебнике:
Володина С.И., Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. – М.: Академкнига, 2010.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела | Наименование темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольные мероприятия | |
1 | Что такое право | Что такое правовая норма | Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы и их отличие от других социальных норм. Право и его принципы. | Характеризовать социальные нормы и их роль в общественной жизни. Оценивать свою деятельность с позиции социальных норм. Исследовать практические ситуации. | Словарный диктант, ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения, выполнение заданий для самостоятельной работы
|
2 | Система права | Норма права. Структура нормы права. Отрасль права. Основные отрасли права. | Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права. Находить и извлекать из различных источников информацию правового характера. Исследовать практические ситуации. | ||
3 | НПА. Система законодательства | Система законодательства. Действие НПА. | Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики НПА. Находить и извлекать из различных источников информацию правового характера. Исследовать практические ситуации. | ||
4 | Как найти нужный закон | Реквизиты НПА. | |||
5 | Что такое правоотношение | Признаки, состав правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотн. | Называть признаки правоотношения. Различать виды правоотношения. Исследовать практические ситуации. | Словарный диктант, ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения, выполнение заданий для самостоятельной работы
| |
6 | Что такое правонарушение | Признаки правонарушения. Виды правонарушений. | Называть признаки правонарушения. Различать виды правонарушения. Исследовать практические ситуации. | ||
7 | Юридическая ответственность | Принципы юридической ответственности. Виды ЮО. | Называть и характеризовать виды юридической ответственности. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
8 | ПОУ «Что такое право» | Тестирование | |||
9 | Государство. | Государство: понятие и основные признаки. | Государство. Признаки государства. Форма государства. | Характеризовать государственное устройство страны, ее многонациональный состав. | Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ.
|
10 | Демократическое правовое государство. | Демократия. Принципы демократии.. Признаки правового государства. Верховенство права. | Находить и извлекать информацию о демократическом правовом государстве из адаптированных источников различного типа. | ||
11 | Правовое государство и гражданское общество. | Правовое государство. Гражданское общество. Элементы гражданского общества. | Находить и извлекать информацию о демократическом правовом государстве и гражданском обществе из адаптированных источников различного типа. | ||
12 | ПОУ «Государство» | Тестирование | |||
13 | Право и человек | Общая характеристика прав и свобод человека | Правовой статус человека. Конституционные принципы правового статуса личности. Гарантии прав и свобод человека. | Выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином, и приводить примеры гарантируемых К РФ основных прав и свобод граждан РФ. | Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ.
|
14 | Личные права человека | Право на жизнь. Достоинство человека. Право на свободу. Право на частную жизнь и др. | Называть и раскрывать основные права и свободы человека и гражданина. Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией прав и свобод. Находить информацию о правах граждан и механизмах их защиты.
| ||
15 | Экономические, социальные и культурные права человека | Право на образование. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности и др. | |||
16 | Политические права человека | Право на объединение. Свобода информации и печати. Право на обращение и др. | |||
17 | Права несовершеннолетних | Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. | |||
18 | ПОУ «Право и человек» |
| |||
19 | Право и государство | К РФ – основной закон государства. | Конституция. Причины принятия К РФ. Легитимность К РФ. | Раскрывать роль К РФ в жизни общества. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ. Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ.
|
20 | Основы конституционного строя | Конституционный строй. Правовое положение человека и гражданина. Социальное и светское государство. | Давать характеристику основам конституционного строя РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
21 | Международные нормы и принципы в правовой системе | Международные отношения. Международное право. Международный договор. | Давать характеристику основам международным нормам и принципам правовой системы. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
22 | Как принимаются законы | Законопроект. Право законодательной инициативы. Опубликование закона. Вето президента. | Давать характеристику законотворческой деятельности в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
23 | Организация государственной власти | Государственный аппарат. Президент РФ. Федеральное собрание. Правительство. | Давать характеристику организации государственной власти в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
24 | Основы местного самоуправления | Местное самоуправление. Вопросы и органы МС. Муниципальная собственность. | Давать характеристику органам местного самоуправления. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
25 | Судебная система РФ | Конституционный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Верховный Суд. Районный суд. Мировой судья. | Давать характеристику судебной системе в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
26 | Правоохранительные органы | Судебный пристав. Прокуратура. Полиция. Нотариат. Адвакатура. | Называть правоохранительные органы. Различать сферу деятельности. Приводить примеры деятельности. Исследовать практические ситуации. | ||
27 | ПОУ Право и государство» |
| |||
28 | Человек и государство
| Гражданство РФ | Гражданство. Гражданин. Принципы гражданства. Основания приобретения гражданства. | Давать характеристику гражданству в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ.
|
29 | Право избирать и быть избранным | Выборы. Принципы выборов. Избирательное право. Избиратель. Кандидат. | Давать характеристику избирательной системе в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
30 | Общественные объединения | Общественное объединение. Политическая партия. Профессиональный союз. | Давать характеристику общественным объединениям в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
31 | Конституционные обязанности человека и гражданина | Соблюдение законов. Уважение прав и свобод. Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителя и др. | Называть и объяснять обязанности граждан РФ. Приводить примеры. Раскрывать связь прав и обязанностей. Моделировать ситуации, связанные с последствиями нарушения конституционных обязанностей граждан РФ. | ||
32 | Обязанность платить налоги | Бюджет. Доходы. Налоговая система. Налоги. Налоговые правоотношения и органы. | |||
33 | Воинская обязанность | Военная служба. Воинская обязанность. Воинский учет. Альтернативная гражданская служба. | |||
34 | ПОУ «Человек и государство» | Тестирование |
Раздел III
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела | Кол-во часов | Контрольные мероприятия
| Кол-во часов | |
| Что такое право | 7 | Повторительно-обобщающий урок — тестирование | 1 |
| Государство | 3 | Повторительно-обобщающий урок — тестирование | 1 |
| Право и человек | 5 | Повторительно-обобщающий урок — тестирование | 1 |
| Право и государство | 8 | Повторительно-обобщающий урок — тестирование | 1 |
| Человек и государство | 6 | Повторительно-обобщающий урок — тестирование | 1 |
Итого |
| 29 |
| 5 |
Итого | 34 часа |
Раздел IV
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения предмета «Основы правовых знаний» ученик должен
знать / понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Раздел V
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Володина С.И., Основы правовых знаний: учебник для 8 кл. – М.: Академкнига, 2010.
Примерные программы по учебным предметам: обществознание 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2011.
Лукашева Е.А., Права человека: учебник – М.: Норма, 2009.
Малышева А.Ж., Конституция России: учебное пособие – М.: «ЛексЭст», 2004.
Мавлютова Е.А., Основы правовых знаний: интерактивные методы преподавания права – Волгоград: Учитель, 2009.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |||
По плану | Фактически | |||||
1 триместр: 10 учебных недель, 10 часов | ||||||
«Что такое право» — 8 часов | ||||||
1 | Что такое правовая норма. | 1 |
|
| | |
2 | Система права. | 1 |
|
| | |
3 | НПА. Система законодательства. | 1 |
|
| | |
4 | Как найти нужный закон. | 1 |
|
| | |
5 | Что такое правоотношение. | 1 |
|
| | |
6 | Что такое правонарушение. | 1 |
|
|
| |
7 | Юридическая ответственность. | 1 |
|
| | |
8 | Что такое право | 1 |
|
| ПОУ, тестирование | |
«Государство» — 4 часа | ||||||
1 | Государство: понятие и основные признаки. | 1 |
|
| | |
2 | Демократическое правовое государство. | 1 |
|
|
| |
2 триместр: 11 учебных недель, 11 часов | ||||||
3 | Правовое государство и гражданское общество. | 1 |
|
|
| |
4 | Государство | 1 |
|
| ПОУ, тестирование | |
«Право и человек» — 6 часов | ||||||
1 | Общая характеристика прав и свобод человека. | 1 |
|
|
| |
2 | Личные права человека. | 1 |
|
|
| |
3 | Экономические, социальные и культурные права человека. | 1 |
|
|
| |
4 | Политические права человека. | 1 |
|
|
| |
5 | Права несовершеннолетних | 1 |
|
|
| |
6 | Право и человек. | 1 |
|
| ПОУ, тестирование | |
«Право и государство» — 9 часов | ||||||
1 | К РФ – основной закон государства. | 1 |
|
|
| |
2 | Основы конституционного строя. | 1 |
|
|
| |
3 | Международные нормы и принципы в правовой системе. | 1 |
|
|
| |
3 триместр – 13 учебных недель, 13 часов | ||||||
4 | Как принимаются законы | 1 |
|
|
| |
5 | Организация государственной власти. | 1 |
|
|
| |
6 | Основы местного самоуправления. | 1 |
|
|
| |
7 | Судебная система РФ. | 1 |
|
| | |
8 | Правоохранительные органы. | 1 |
|
| | |
9 | Право и государство. | 1 |
|
| ПОУ, тестирование | |
«Человек и государство» — 7 часов | ||||||
1 | Гражданство РФ. | 1 |
|
|
| |
2 | Право избирать и быть избранным. | 1 |
|
|
| |
3 | Общественные объединения. | 1 |
|
|
| |
4 | Конституционные обязанности человека и гражданина. | 1 |
|
|
| |
5 | Обязанность платить налоги. | 1 |
|
|
| |
6 | Воинская обязанность. | 1 |
|
|
| |
7 | Человек и государство | 1 |
|
| ПОУ, тестирование |
12