Рабочая программа курса «Основы правовых знаний» для 8 класса (в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка








Рабочая программа курса

«Основы правовых знаний» для 8 класса

(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)









Автор разработки:

Пиндюрина Римма Евгеньевна,

учитель истории, обществознания и права

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка, Российская Федерация




Липецк – 2012


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ 8 КЛАССА


Рабочая программа разработана к учебнику: Володина С.И., Основы правовых знаний: учебник

для 8-9 кл. – М.: Академкнига, 2010.


Раздел I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Цели и задачи

1.1 Цели:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.


    1. Задачи:

освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования.


2. Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа


Закон Российской Федерации «Об образовании» .

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Примерная программа основного общего образования по обществознанию.

Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования».

Учебный план МБОУ гимназии №19 на 2012-2013 учебный год.


3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа


Рабочая программа курса «Основы правовых знаний» для 8 класса разработана на основе примрной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы (М: Просвещение, 2011), подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения», реализуемого РАО по заказу МОиН РФ и Федерального агентсства по образованию.


4. Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы


Примрная программа основного общего образования по обществознанию 5-9 классы: составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе; сохранена традиционная для ройссийской школы ориентация на фундаментальный характер образования.


5. Информация о внесенных изменениях

в примерную рабочую программу и их обоснование


Разделы №5 «Регулирование поведения людей в обществе», №6 «Основы российского законодательства» примрной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы (М: Просвещение, 2011), подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения», реализуемого РАО по заказу МОиН РФ и Федерального агентсства по образованию положены в основу основу данной рабочей программы.


6. Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами


Программа курса «Основы правовых знаний» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, и на уроках, и в доступной социальной практике.


7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

(в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в т.ч. количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.

Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Основы правовых знаний» в 8 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

8. Формы организации образовательного процесса:

Классно-урочная.

9. Технологии обучения:

Проблемное обучение

Эвристическое обучение

Интерактивное обучение

10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

11. Виды и формы контроля:

11.1. Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.

11.2. Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный (тестовые задания).

12. Информация об учебнике:

Володина С.И., Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. – М.: Академкнига, 2010.


Раздел II

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



Наименование раздела

Наименование темы

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контрольные мероприятия

1

Что такое право

Что такое правовая норма

Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы и их отличие от других социальных норм. Право и его принципы.

Характеризовать социальные нормы и их роль в общественной жизни. Оценивать свою деятельность с позиции социальных норм. Исследовать практические ситуации.

Словарный диктант, ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения, выполнение заданий для самостоятельной работы

2

Система права

Норма права. Структура нормы права. Отрасль права. Основные отрасли права.

Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права. Находить и извлекать из различных источников информацию правового характера. Исследовать практические ситуации.

3

НПА. Система законодательства

Система законодательства. Действие НПА.

Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики НПА. Находить и извлекать из различных источников информацию правового характера. Исследовать практические ситуации.

4

Как найти нужный закон

Реквизиты НПА.

5

Что такое правоотношение

Признаки, состав правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотн.

Называть признаки правоотношения. Различать виды правоотношения. Исследовать практические ситуации.

Словарный диктант, ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения, выполнение заданий для самостоятельной работы

6

Что такое правонарушение

Признаки правонарушения. Виды правонарушений.

Называть признаки правонарушения. Различать виды правонарушения. Исследовать практические ситуации.

7

Юридическая ответственность

Принципы юридической ответственности. Виды ЮО.

Называть и характеризовать виды юридической ответственности. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

8

ПОУ «Что такое право»

Тестирование

9

Государство.

Государство: понятие и основные признаки.

Государство. Признаки государства. Форма государства.

Характеризовать государственное устройство страны, ее многонациональный состав.






Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ.


10

Демократическое правовое государство.

Демократия. Принципы демократии.. Признаки правового государства. Верховенство права.

Находить и извлекать информацию о демократическом правовом государстве из адаптированных источников различного типа.

11

Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство. Гражданское общество. Элементы гражданского общества.

Находить и извлекать информацию о демократическом правовом государстве и гражданском обществе из адаптированных источников различного типа.

12

ПОУ «Государство»

Тестирование

13

Право и человек

Общая характеристика прав и свобод человека

Правовой статус человека. Конституционные принципы правового статуса личности. Гарантии прав и свобод человека.

Выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином, и приводить примеры гарантируемых К РФ основных прав и свобод граждан РФ.






Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ.


14

Личные права человека

Право на жизнь. Достоинство человека. Право на свободу. Право на частную жизнь и др.

Называть и раскрывать основные права и свободы человека и гражданина. Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией прав и свобод. Находить информацию о правах граждан и механизмах их защиты.

15

Экономические, социальные и культурные права человека

Право на образование. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности и др.

16

Политические права человека

Право на объединение. Свобода информации и печати. Право на обращение и др.

17

Права несовершеннолетних

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

18

ПОУ «Право и человек»


19

Право и государство

К РФ – основной закон государства.

Конституция. Причины принятия К РФ. Легитимность К РФ.

Раскрывать роль К РФ в жизни общества. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ.




















Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ.





20

Основы конституционного строя

Конституционный строй. Правовое положение человека и гражданина. Социальное и светское государство.

Давать характеристику основам конституционного строя РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

21

Международные нормы и принципы в правовой системе

Международные отношения. Международное право. Международный договор.

Давать характеристику основам международным нормам и принципам правовой системы. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

22

Как принимаются законы

Законопроект. Право законодательной инициативы. Опубликование закона. Вето президента.

Давать характеристику законотворческой деятельности в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

23

Организация государственной власти

Государственный аппарат. Президент РФ. Федеральное собрание. Правительство.

Давать характеристику организации государственной власти в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

24

Основы местного самоуправления

Местное самоуправление. Вопросы и органы МС. Муниципальная собственность.

Давать характеристику органам местного самоуправления. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

25

Судебная система РФ

Конституционный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Верховный Суд. Районный суд. Мировой судья.

Давать характеристику судебной системе в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

26

Правоохранительные органы

Судебный пристав. Прокуратура. Полиция. Нотариат. Адвакатура.

Называть правоохранительные органы. Различать сферу деятельности. Приводить примеры деятельности. Исследовать практические ситуации.

27

ПОУ Право и государство»


28


Человек и государство












Гражданство РФ

Гражданство. Гражданин. Принципы гражданства. Основания приобретения гражданства.

Давать характеристику гражданству в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

Ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий для обсуждения, выполнение творческих работ.



29

Право избирать и быть избранным

Выборы. Принципы выборов. Избирательное право. Избиратель. Кандидат.

Давать характеристику избирательной системе в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

30

Общественные объединения

Общественное объединение. Политическая партия. Профессиональный союз.

Давать характеристику общественным объединениям в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

31

Конституционные обязанности человека и гражданина

Соблюдение законов. Уважение прав и свобод. Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителя и др.

Называть и объяснять обязанности граждан РФ. Приводить примеры. Раскрывать связь прав и обязанностей. Моделировать ситуации, связанные с последствиями нарушения конституционных обязанностей граждан РФ.

32

Обязанность платить налоги

Бюджет. Доходы. Налоговая система. Налоги. Налоговые правоотношения и органы.

33

Воинская обязанность

Военная служба. Воинская обязанность. Воинский учет. Альтернативная гражданская служба.

34

ПОУ «Человек и государство»

Тестирование




Раздел III

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Контрольные мероприятия


Кол-во часов

Что такое право

7

Повторительно-обобщающий урок — тестирование

1

Государство

3

Повторительно-обобщающий урок — тестирование

1

Право и человек

5

Повторительно-обобщающий урок — тестирование

1

Право и государство

8

Повторительно-обобщающий урок — тестирование

1

Человек и государство

6

Повторительно-обобщающий урок — тестирование

1

Итого


29


5

Итого

34 часа




Раздел IV

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА


В результате изучения предмета «Основы правовых знаний» ученик должен

знать / понимать:

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Раздел V

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Володина С.И., Основы правовых знаний: учебник для 8 кл. – М.: Академкнига, 2010.

  2. Примерные программы по учебным предметам: обществознание 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Лукашева Е.А., Права человека: учебник – М.: Норма, 2009.

  4. Малышева А.Ж., Конституция России: учебное пособие – М.: «ЛексЭст», 2004.

  5. Мавлютова Е.А., Основы правовых знаний: интерактивные методы преподавания права – Волгоград: Учитель, 2009.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактически

1 триместр: 10 учебных недель, 10 часов

«Что такое право» — 8 часов

1

Что такое правовая норма.

1




2

Система права.

1




3

НПА. Система законодательства.

1




4

Как найти нужный закон.

1




5

Что такое правоотношение.

1




6

Что такое правонарушение.

1




7

Юридическая ответственность.

1




8

Что такое право

1



ПОУ, тестирование

«Государство» — 4 часа

1

Государство: понятие и основные признаки.

1




2

Демократическое правовое государство.

1




2 триместр: 11 учебных недель, 11 часов

3

Правовое государство и гражданское общество.

1




4

Государство

1



ПОУ, тестирование

«Право и человек» — 6 часов

1

Общая характеристика прав и свобод человека.

1




2

Личные права человека.

1




3

Экономические, социальные и культурные права человека.

1




4

Политические права человека.

1




5

Права несовершеннолетних

1




6

Право и человек.

1



ПОУ, тестирование

«Право и государство» — 9 часов

1

К РФ – основной закон государства.

1




2

Основы конституционного строя.

1




3

Международные нормы и принципы в правовой системе.

1




3 триместр – 13 учебных недель, 13 часов

4

Как принимаются законы

1



5

Организация государственной власти.

1




6

Основы местного самоуправления.

1




7

Судебная система РФ.

1




8

Правоохранительные органы.

1




9

Право и государство.

1



ПОУ, тестирование

«Человек и государство» — 7 часов

1

Гражданство РФ.

1




2

Право избирать и быть избранным.

1




3

Общественные объединения.

1




4

Конституционные обязанности человека и гражданина.

1




5

Обязанность платить налоги.

1




6

Воинская обязанность.

1



7

Человек и государство

1



ПОУ, тестирование


12


Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Политические партии и движения" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: