Конспект урока для 4 класса «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»

















Конспект урока

русского языка

«Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»

в 4 классе

по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык»

(УМК «Школа России»)
















Учитель начальных классов: Филиппова А. В.












Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»

Цели: обобщить знания о предложении: закреплять умения находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении, распознавать предложения по цели высказывания, познакомить с обстоятельствами, их обозначением на письме.

Задачи: развивать умения правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме; развивать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, проектор


Ход урока.

  1. Организационный этап.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Актуализация опорных знаний.

1. Повторение изученного.

Посмотрите на доску, прочтите запись:

Хорошо мы отдыхаем все мы любим л.герь свой никогда мы не скучаем и не просимся домой

Почему этот текст несовершенен? (не поделён на предложения)

Что такое предложение? (группа слов, связанных друг с другом по смыслу и выражающих законченную мысль)

2. Словарная работа.

1) Найдите в записи на доске слово с пропущенной орфограммой (это слово

«лагерь»).

Что такое лагерь? (временная стоянка под открытым небом – это туристический лагерь и воспитательное учреждение для школьников, студентов, спортсменов – спортивный лагерь)

2) Произнесите слово так, как мы его говорим.

3) Произнесите его орфографически. Сколько услышали звуков? Букв?

Запишите предложение, в котором есть это слово. Поставьте ударение в слове «лагерь» и выделите безударную гласную.

3. Мотивация учебной деятельности

1) Мы записали одно предложение, но в русском языке их много. Так много, что у них даже есть свое королевство. Хотите попасть туда? Тогда вперед!

Слайд №1.


Задает вопрос


Повествует, рассказывает о чем-либо


Приказывает, побуждает к совершению действий




Распределите предложения в соответствии с целью высказывания:

— Вы бывали когда-нибудь в королевстве предложений?

— Непременно посетите его!

— Вы узнаете много нового о строении предложений.

— Первое предложение вы отнесли к 3 группе. Как мы называем их?

— Второе предложение отнесли ….?

— Третье?

Вывод: Предложение бывают побудительными, повествовательными и вопросительными.


  1. Введение в тему.

— Какие члены предложения составляют грамматическую основу?

Слайд №2.

Подлежащее

Сказуемое

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении.

Сказуемое обозначает действие.

Отвечает на вопросы:

КТО? ЧТО?

Отвечает на вопросы:

ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Найдите в предложениях грамматическую основу и спишите её:

Слайд №3.

Белка бегает с шестом, машет в воздухе хвостом.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной.

В поле полет Фрося просо.


— Как называются предложения, состоящие только из грамматической основы? (нераспространенные)

— Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены? (распространенные)

Физкультминутка.

Во дворе растет подсолнух, утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

Руки в спину упираем

Поясницу прогибаем.

А теперь давай дружок,

Посмотри на потолок.

Отдохнули мы чудесно

И пора за парты сесть нам.


  1. Работа над новой темой.

1. Самостоятельная работа.

Слайд №4.

Запиши предложения, соответствующие схемам:


Утро. Светает.

Заискрились искры от фонтана.

Солнце восходит.

Кот Мурлыка лениво потянулся и свалился с окна.

Дети выбежали на улицу.

Красота!



— Какие предложения по составу вы записали? (нераспространенные)

— Какие предложения остались? (распространенные)

2. Формирование новых знаний.

— Спишите два последних распространенных предложения, найдите в них грамматическую основу, выпишите словосочетания. Укажите, какой частью речи выражены члены предложения.

— Назовите словосочетание в первом предложении:

потянулся (как?) лениво

свалился (откуда?) с окна

— …во втором?

выбежали (куда?) на улицу

На вопросы Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?

Обстоятельства всегда

Дадут ответы вам да-да.

(Дети заучивают стихотворение)

3. Вывод

Вывод читаем в таблице: Слайд №5


  1. Закрепление.

1. Дети выполняют упражнение №10 по учебнику.

— Назовите словосочетания в первом предложении, во втором.

— Выделите обстоятельства и определите, на что они указывают.

2. Прочтите правило на стр. 7.

3. Игра «Найди обстоятельство» (дети работают в парах, находят обстоятельства и определяют их вид).

Карточка.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и все!

А. Барто


  1. Итог урока.

— Над какой темой работали?

— Что нового узнали?

Мы сегодня были с Вами в гостях в королевстве предложений. Королева осталась довольна Вашими познаниями.

Выставление оценок.

Закончите любое из предложений:

Урок был….

— интересный

— неинтересный

— полезный

— продуктивный

— познавательный

— скучный



  1. Домашнее задание.

Упражнение №12.


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Имя собственное"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: