Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 с. Ыллымах»
План – конспект
урока русского языка
в 1 классе
Разработала: Трифонова Л.Л.
учитель начальных классов.
Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных
Тип урока: ОНЗ
Образовательная цель: вывести правило правописания имен собственных.
Деятельная цель: формировать умение применять способ написания
имен собственных.
Новое знание: способ написания имен собственных (кличек животных)
Пробное действие:
Написать на листе кличку собаки
Фиксация затруднения:
— Не знаю, как правильно написать слово.
— Не могу объяснить
— Не успел написать.
Фиксация причины затруднения
— У нас нет правила для записи кличек животных правильно.
Цель деятельности учащихся
— Мы должны узнать правило написания кличек животных.
Фиксация нового знания:
Правило в учебнике: « Все имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных и др.) пишутся с заглавной буквы.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 1 класс
Презентация «Правописание имен собственных»
Ход урока
Слайд Дорогу знаний осилит идущий. — Ребята, как вы понимаете эту фразу. — Мы сегодня тоже отравимся в дорогу. — Кто готов идти? — Кто догадался, куда и зачем? (В страну знаний, чтобы узнать что-то новое.) — А легко узнавать новое? (нет) — Как будем работать? (Сначала поймём, что не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило). — Что возьмём в дорогу? (наши знания) — С нами вместе пойдет, вот эта весёлая собачка. (Показать игрушку) — Кто хочет узнать, как её зовут? — Сегодня на уроке вы не только узнаете, как её зовут, но и научитесь писать её кличку. — Давайте, пожелаем, друг другу интересных встреч и удивительных открытий, и отправимся в путь. — Все готовы? — Покажите, что вы готовы?
| |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения | — Сегодня на уроке вы узнаете что-то новое о правописании имен собственных. — С чего начнём работу на уроке? (с повторения) — Как будете работать, чтобы получить новое знание? (2 шага: Что я не знаю? Сам найду способ!) — Давайте поработаем в группе. — Вспомним правило работы в группе. Слайд: Правило работы в группе — У вас на партах лежат ребусы. Отгадайте их и запишите ответ на листке.
аша тя т с — Правильно записать слова вам поможет эталон (эталон на доске) — Давайте его прочитаем. Слайд: Имена собственные (имена, фамилии, отчества людей) пишутся с прописной (заглавной) буквы. -Давайте проверим. Слайд: Наташа, Настя, — Кто ошибся. Почему? — Кто выполнил задание верно? — Что вам помогло, верно, выполнить задание? (эталон) — Давайте красиво запишем эти слова в тетрадь. Вспомните, как должна лежать тетрадь. Как надо сидеть. Проверьте всё. — Что общего было в этих словах? (заглавная буква в именах собственных) — Подчеркните её. — Что мы сейчас повторили? (правописание заглавной буквы в именах собственных) — Какое задание я сейчас вам предложу? (пробное) — С какой целью будете работать с пробным действием? (чтобы понять чего мы не знаем) — Ребята, если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете как зовут нашу собачку:
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
— Правильно, зовут нашу собачку Белка. Её так назвали за рыжую окраску и пушистый хвост. Она тезка собачке, которая одна из первых совершила космическое путешествие. — Запиши на ваших листах кличку нашей собачки. — Покажите теперь своим друзьям, что у вас получилось. Слайд Белка — Поверьте себя. — Кто ошибся? Что вы не смогли сделать? (не смогли правильно написать слово) — Кто записал правильно? — Каким правилом вы пользовались? (нет правила) — Что вы не можете сделать? (обосновать)
|
3. Выявление места и причины затруднения | — Какой следующий шаг? (перестаю действовать, начинаю думать) — Что мы делали? (записывали кличку собаки) — Где было затруднение? (не могли правильно записать слово, не смогли обосновать). — Почему возникло затруднение? (нет правила, эталона)
|
4. Построение проекта выхода из затруднения | — Что вы будете делать с затруднением? (будем его преодолевать) — Чтобы преодолеть затруднение, что надо сделать сначала? (надо поставить цель) — Какую цель поставите на урок? (узнать правило правописания кличек животных) — Клички животных также как и имена, фамилии и отчества людей относятся к именам собственным. — Назовите тему урока (Правописание имен собственных) — Как будем открывать новое знание? (с помощью учителя, учебника, справочника, можно составить план наших действий) — Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать в паре. Из слов, которые я вам сейчас раздам, вы должны составить правило.
|
5. Реализация построенного проекта | Карточка: имена, Все, собственные (клички животных), с, буквы, пишут, прописной (заглавной). — Работу каждой группы представляет один ученик, и листы вывешиваются на доске. — Сравним ваши работы. — Как проверить своё открытие? (сравнить с эталоном) — Откройте учебник на стр.23 и прочитайте правило. Читаем хором. — Сделаем вывод (мы все открыли верно) — Какое у нас было затруднение? -Мы смогли его преодолеть? — Сможете ли вы теперь правильно выполнить пробное задание? (да) — Давайте запишем кличку нашей собачки в тетрадь. — Подчеркните прописную (заглавную) букву. — Проверьте по образцу Слайд: Белка
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | — Какой следующий шаг на уроке? (научиться применять полученное правило) Слайд: кошка (пП)ушинка собака (сС)мешинка петух (кК)рикун козёл (бБ)одун (кК)расотка- синичка Как напишите клички? — Прочитайте стихотворение. Выпишите только имена собственные. Работу выполняем с комментированием. Клички животных записываем в столбик, подчеркиваем заглавную букву — Проверьте по образцу. Слайд Пушинка Смешинка Крикун Бодун Красотка — Получилось ли у вас работать по правилу? (да) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | — Какой следующий шаг на уроке? (выполнить самостоятельную работу) — С какой целью вы будете работать самостоятельно? (должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли мы им самостоятельно пользоваться) — Наша Белка предлагает вам такую работу Слайд: Найдите пару и запиши в тетрадь, подчеркни заглавную букву в именах собственных корова (мМ)иша котик (сС)тепашка зайчик (мМ)урзик медведь (бБ)урёнка — Какое задание будем выполнять? (раскрыть скобки, правильно написать слова, проверить) После выполнения задания учащиеся проверяют свою работу по образцу. корова Бурёнка котик Мурзик зайчик Степашка медведь Миша — Проверьте свою работу. Поставьте + или — около каждой пары — У кого задание вызвало затруднение? — Каким правилом вы должны были воспользоваться? — Исправьте у себя ошибки. — Сделайте вывод (надо ещё потренироваться) — У кого задание не вызвало затруднения? — Сделайте вывод. (Мы усвоили новое правило и можем его применять) — Что нужно знать, чтобы правильно писать имена собственные? (эталон)
|
8. Включение в систему знаний и повторение | — Наш гость предлагает вам в парах потренироваться в написании имён собственных. Слайд: У (кК)оровы (нН)очки (тТ)ёлочка (зЗ)орька. У (сС)обачки (бБ)елки (щЩ)енок (дД)ружок. У (кК)урицы (хХ)охлатки (цЦ)ыплёнок (жЖ)елтыш. — Прочитайте стихотворение. Запишите стихотворение раскрывая скобки. Задание выполняем с комментированием. — Проверьте по образцу. Слайд У коровы Ночки тёлочка Зорька. У собачки Белки щенок Дружок. У курицы Хохлатки цыплёнок Желтыш. Дети сравнивают с образцом и ставят + или — — У кого задание вызвало затруднение? — Каким правилом вы должны были воспользоваться? — Исправьте у себя ошибки, сделайте вывод (надо еще потренироваться) — У кого задание не вызвало затруднения? — Сделайте вывод? (мы усвоили новое правило и можем его применять) — Что нужно знать, чтобы правильно писать имена собственные? (эталон) |
9. Рефлексия УД | — Какую цель перед собой ставили? (узнать правило) — Удалось ли её достичь? (да) — Докажите (выполнили правильно самостоятельную работу, разобрали все ошибки) — Кто встретил затруднение? — В чём? — Почему? — Нашему гостю очень понравилось как вы работали. — А вам? — Оцените свою работу на уроке. — Перед вами 3 медальки (золотая, серебряная, бронзовая). 1. Я всё понял, но у меня есть вопросы – бронзовая медаль 2. Я всё понял, могу работать по эталону – серебряная медаль. 3. Я всё понял, смогу объяснить другим – золотая медаль. — Давайте нашей собачке Белке подарим наши медальки. — Молодцы! Я думаю, что наш гость, остался вами доволен. |