Рабочая программа по географии для 10-11 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №28













Рабочая программа

по географии

для 10-11 класса











Автор: Рекуть Алла Станиславовна,

учитель географии













г. Калининград,

2013 г.



География (10 – 11 классы)

Пояснительная записка



Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.


Результаты обучения

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п


Тема раздела


Кол-во часов

Практическая работа

Вид контроля


10 класс

35

7


1

Введение.

1


2

Политическая карта мира.

4

1

1зачёт

3

Природные ресурсы.

6

2

4

Население.

6

1

1(тест)

5

НТР

5


1

5

Мировое хозяйство.

10

3

1(комбин.)


Резерв

3




11 класс

35

5


1

Повторение

1


2

Зарубежная Европа.

7

1

1(тест)

3

Северная Америка

5

1


4

Зарубежная Азия

8

1

1(диктант)

5

Африка

3

1


6

Латинская Америка.

3

1

1

7

Глобальные проблемы человечества.

4

1(итогов)

8

Резерв, повторение, итоги

5





Содержание тем учебного курса

«Экономическая и социальная география мира».

70 часов

10 класс

Раздел. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.



Раздел. Природа и человек в современном мире.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Население мира.

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Раздел. География мирового хозяйства.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

11 класс

Раздел. Регионы и страны мира

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Раздел. Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения..



Литература и средства обучения



  1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение,2010.

  2. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. пособие. — М.: Дрофа, 2000.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

10 класс

Программа адаптированная на основе Примерной программы по географии, на основе стандартов второго поколения; УМК под ред. В.П. Максаковского

Учебник В.П.Максоковский . атлас, Контурная карта

Всего часов7 (ИД – интерактивная доска)

Практических работ: 15

п/п

Раздел,

тема урока

Дата

Тип урока, форма работы

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

Формы контроля

Практические

работы

Примечание


1

2

3

4

5

6

7

8

9


Введение 3ч I четверть


1

Предмет социально-экономической географии мира.

сентябрь

2 — 7

Лекция

Структура курса, методы исследования

Применение понятий темы в различных ситуациях

Вводная беседа




Политическая карта 4ч


2

Формирование карты. Типология стран, количество, группировка

9 — 14

комбинированный

Этапы формирования карты,

типология стран, количество, группировка

Умение работать с текстом, перевод информации текста в таблицу

Индивидуально, каждому.

1



3

Экономически развитые и развивающиеся страны

16 — 21

комбинированный

Главные отличия разных групп стран, их подгруппы

Уметь отличать группы стран, приводить примеры.

Индивидуально, каждому




4

Международные отношения и политическая карта

23 — 28

И. д.

Влияние международных отношений на политическую карту

очаги международных конфликтов на карте мира

зачёт




5

Государственный строй стран мира. Пр.р-та: Составление таблицы «Государственный строй стран мира»

Октябрь1-5

практикум , ИД

Типы стран по государственному строю

Составление таблицы: «Государственный строй стран мира»

Самостоятельная работа. (отм. выборочно)





Мировые природные ресурсы – 6ч

7 -12


6

Географическая среда. Взаимосвязь общества и природы

7 — 12

Изучение нового материала

ИД

Освоение новых территорий, антропогенные ландшафты

Составление схемы, работа с текстом учебника

Самостоятельная работа. (отм. выборочно




7

Понятие ресурсообеспеченность. Взаимосвязь общества и природы.


14 -19

Изучение нового материала

Понятие ресурсообеспеченность.

Уметь рассчитывать ресурсообеспеченность

Практикум. выборочно




8

Минеральные ресурсы. Пр..р-та «Определение ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов»

22 – 26

практикум

Неравномерность распределения осадков на Земле, причины. Зависимость осадков от поясов давления.

Уметь рассчитывать ресурсообеспеченность, сделать выводы

Практикум. Отметки всем

2

Перенесена на ур №7


9

Земельные и биологические ресурсы.

28-31

Изучение нового материала

Структура, запасы, особенности размещения по планете

Составление рассказа по схеме и схемы по тексту.

Индивидуальный, фронтальный опрос












IIчетверть




25-30

10

Водные ресурсы и ресурсы Мирового океана.

11 -15

И.Д., обобщения знаний

Структура, запасы, особенности размещения по планете

Перенос информации текста на карту.

Индивидуально, выборочно




11

Загрязнение и охрана окружающей среды



18-23

Обобщения и контроля знаний

Основные понятия темы, умения применить их на практике

Основные понятия темы

Тест




География населения – 6ч


12

Численность и воспроизводство населения Первый и второй тип воспроизводства. Демографическая политика. Пр.р-та «Объяснение типов воспроизводства населения»

25 -30

Изучение нового материала

Практикум

Динамика численности населения, демографическая ситуация в различных типах стран.

Составление опорных конспектов, работа с текстом, представления результатов работы

Индивидуальный, всем

3



13

Половой и возрастной состав населения. Пр. р-та «Оценка трудовых ресурсов различных стран и регионов»

декабрь


2-7

Комбинированный, практикум

Структура населения по различным регионам, причины различий.

Умение составить схему ,вычленить главное.

Индивидуальный, фронтальный опрос

4

от усвоения


в связи с отменой занятий 6.12. был дан дополнительный урок. Отметки выставлены 13 дек.


14

Этнолингвистический состав населения мира. Религии мира.

9-14

Комбинированный

Структура населения по различным регионам, причины различий.

Умение составить схему, вычленить главное. Найти определяющие признаки по океану

Индивидуальный, фронтальный опрос



15

Размещение и плотность населения. Миграции .



16 — 21

Комбинированный, .ИД

Размещение населения по отдельным регионам мира. Причины миграций, районы эмиграций и иммиграций.

Умение составить схему, вычленить главное. Найти определяющие признаки по теме

Индивидуальный, фронтальный опрос



16

Урбанизация, мегалополисы, темпы и уровни урбанизации

23 — 28

Комбинированный

Виды и уровни миграций

Умение составить схему, вычленить главное.

тест






НТР – 5 ч IIIчетверть


17

Понятие НТР. Основные черты и составные части

27 -2.02

Изучение нового материала,

Понятие НТР, влияние на различные стороны жизни

Составление схемы по тексту, умение составить рассказ

Индивидуально, каждому




18

Понятие «Мировое хозяйство». Международное разделение труда.

февраль

3 – 9

комбинированный

Основные понятия темы, влияние на международную жизнь

Умение составить схему, вычленить главное.

Выборочно, устный ответ




19

Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. Территориальная структура.

10 — 16

Комбинированный, практикум

Изменения отраслевой структуры хозяйства. Территориальная структура в экономически развитых и развивающихся странах

Выбор опорных понятий в тексте, работа со схемами

Индивидуально, каждому




20

Воздействие НТР на пропорции МХ. Пр. р-та «Объяснение региональных и отраслевых различий в занятости населения»

17 — 23

практикум


ИД

Воздействие НТР на занятость населения, изменение по регионам мира

Умение составлять рассказ по карте, по таблицам

Индивидуально, каждому

5



21

Воздействие НТР на факторы размещения

24.- 2.03

Изучения нового материала

Крупнейшие реки и озёра, полноводность Нила, Конго, причины

Составление таблицы, схемы с использованием символов

Индивидуальный, фронтальный опрос






22

Промышленность – ведущая отрасль МХ. Топливно-энергетическая промышленность.

март

3 — 7

Комбинированный

Территориальная структура топливной промышленности, основные грузопотоки

Уметь составлять рассказ по картосхеме.

Индивидуально, каждому




23

Электроэнергетика. Нетрадиционные источники энергии.

10 — 15


География электроэнергетики, преимущества различных ЭС в регионах мира.

Крупнейшие ЭС в различных регионах

Индивидуально, каждому




24

Металлургия: типы ориентации предприятий.

17 — 21

Комбинированный

География металлургии, типы ориентации предприятий

Уметь объяснять различные виды размещения предприятий

Индивидуально, каждому




25

Пр. р-та «Характеристика размещения отдельных отраслей промышленности»

Апрель



1 — 5

Практикум

Знать географию отдельных отраслей промышленности.

Умение составить рассказ по разным источникам с минимальным использованием текста

Всем

6



26

С/х: товарное и потребительское. Агробизнес, «Зелёная революция»

7 — 12

Комбинированный

Основные понятия, регионы мира, в которых они применяются

Умение отличать страны, в которых происходят изменения в с/х


Индивидуально, каждому




IV четверть


27

Растениеводство: продовольственные и непродовольственные культуры

14 -19

Комбинированный

География и структура растениеводства, умение объяснять распространение

уметь определять с/х культуры, произрастающие в отдельных регионах мира.

фронтальный




28

Мировая транспортная система. Сухопутный транспорт, три вида.

21-27

Комбинированный

Преимущества различных видов транспорта в разных регионах мира.

Объяснение причин размещения, преобладания разных видов транспорта

Тест

7



29

Водный и другие виды транспорта

май

12 -17

Семинар

Преимущества различных видов транспорта в разных регионах мира.

Объяснение причин размещения, преобладания разных видов транспорта

Индивидуально, каждому




30

Всемирные экономические отношения

19 — 24

комбинированный

Роль всемирных экономических отношений, их виды

Объяснение влияния ВЭО на развитие хозяйства

контр. р-та




31

Формы всемирных экономических отношений

26 — 30

семинар

Роль всемирных экономических отношений, их виды

Объяснение влияния ВЭО на развитие хозяйства






Резерв, повторение — 4 ч

Возможно добавление часов в течение года на отдельные темы


Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "НЕФТЬ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: